Исторические параллели сквозь века

27-08-2024, 12:47, История [просмотров 263] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Исторические параллели сквозь векаВ августовские дни центральные полосные материалы в средствах массовой информации юга Алании, безусловно, касаются событий войны августа 2008 года. В том числе в ракурсе крепости и взаимодополняемости осетинского (аланского) и русского оружия. Любопытно, что в определенной мере это негласное единение перекликается с периодом монголо-татарского нашествия XIII века. Как тогда, так и сейчас два народа – русский и осетинский – оказались перед лицом общего врага. В тринадцатом столетии это была империя Чингисхана, сегодня – империя США с его передовым отрядом – грузинской военщиной. Но если ранее два наших народа в силу географической раздельности и геополитических реалий того времени оказались в борьбе с врагом по отдельности, то в августе 2008 года они стояли в общем ряду.

 

В 1220 г. Чингисхан, готовясь к завоеванию больших территориальных массивов, снарядил сильный отряд конницы, составленный из отборных головорезов под начальством испытанных военачальников Джебе и Сабудая по маршруту: из Средней Азии, огибая южные берега Каспийского моря, через Хорасан, Азербайджан в Закавказье. Оставляя на своем пути кровавый след, предавая огню и мечу цветущие города, эти, по выражению их современников, «верные псы Чингисовы» вышли в Закавказье, раздавив Армению и превратив в пепел Грузию. Ломая сопротивление встречных горских народов, они через Ширванское ущелье и Дербентский проход подошли с востока к Северному Кавказу. Но тут их грудью встретили к тому времени уже разрозненные отряды алан, которые стали первым народом, всерьез преградившим путь этой воинствующей лавине.

Вот как об этом повествует арабский историк Ибн-эль-Асеир. «…Они прибыли к аланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них. Они (аланы) употребляли все свое старание, собрали у себя толпу кипчаков и сразились с ними (татарами). Ни одна из обеих сторон не одержала победы над другой. Тогда татары послали к кипчакам сказать: «Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им: вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите, оставьте нас с ними. Уладилось дело между ними на деньгах, которые они принесут, на одеждах и прочее; они (татары) действительно принесли им то, что было выговорено, а кипчаки оставили их (алан). Тогда татары напали на алан, произвели между ними избиение, грабили, забрали пленных и пошли на кипчаков». Только благодаря измене кипчакских (половецких) вождей аланы проиграли эту битву с монголами.

Затем, разгромив кипчаков, монголо-татары встретились на реке Калке с соединенными силами русских удельных князей. Здесь 16 июня 1223 года произошла кровопролитная битва. Разрозненная феодальная армия теперь уже удельных князей не могла противостоять монголам, спаянным волей единого командования и железной дисциплиной. Но предыдущие две битвы с аланами, а после с русскими настолько обескровили татарское войско, что дальнейшее наступательное движение его было невозможно. Джебе и Сабудай повернули свои потрепанные орды на восток и, перейдя Волгу, вернулись в Среднюю Азию, в ставку Чингисхана.

Таким образом, восемь столетий назад героизм аланских и русских воинов позволил остановить первое нашествие монголов на европейскую территорию. При этом первый удар приняли на себя аланы, а после русские. И урон, нанесенный агрессорам нашими народами, был столь велик, что понадобились десятилетия на восстановление былой мощи монгольского ханства. Лишь спустя 30 лет монголы решились на новый поход. В преддверии нашествия был собран курултай (собрание) из представителей монгольских племен. Здесь была оглашена главная цель похода: «Обратить победоносный меч на голову вождей русских и асских (аланских – прим.ред.) за то, что они поставили ногу состязания на черту сопротивления». Именно героизм, проявленный при сопротивлении монголо-татарам в первом походе, стал причиной нового вторжения монгольской армии под предводительством уже Батыя в Аланию и на Русь.

Несмотря на поражение,сопротивление врагу не ослабевало ни на один день. Если другие народы в основном безропотно принимали монгольское иго, то аланы и славяне разворачивали партизанскую войну против монголо-татарских орд. Большая часть Руси была опустошена и обессилена Батыевым погромом. Но сопротивление, которое оказывали северо-восточные земли, привело к тому, что кочевники не смогли разгромить большие города. Вскоре началось открытое сопротивление власти монголов и их ставленников.

Зимой 1259 г. в Новгород приехали татарские сборщики дани – баскаки. Они должны были переписать новгородское население для обложения данью. Новгородские трудовые люди восстали против монголов. В 1262 г. сразу во многих городах поднялись восстания против ига монголо-татарских ханов. Зазвонили вечевые колокола во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславе и Ярославле. Собирались веча, жители выгнали из городов мучителей-баскаков. Те, кто их поддерживал, были убиты.

Разворачивалось сопротивление и на территории средневековой Алании. Уже с первых же лет татарского владычества и до последнего похода хана Тамерлана на Кавказ вооруженные силы Золотой Орды в тылу у себя непрерывно чувствовали силу сопротивления алан. Наиболее известно антимонгольское вооруженное движение под командованием аланского князя, которого монгольские летописи называют «ассом Качир-укулэ».

Средневековый путешественник Вильгельм де-Рубрук (1253 г.) пишет: «Аланы на этих горах все еще не покорены, так что людям Сартака (сын хана Батыя – прим.ред.) надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы невыходили из гор для похищения их стад на равнине, которая простирается между владениями Сартака и аланскими железными воротами...». Этим же путешественником описывается и тактика действий партизанских групп: «…Собираются зараз по 20 или 30 человек, выбегают ночью с колчанами и луками и убивают всякого татарина, кого только застают ночью. Днем же они скрываются».

В 4-х километрах к западу от селения Дур-дур севера Алании высится огромный курган под названием «Хуско-Майхо Туппур». Название это означает по-кабардински «День Победы осетин». Кабардинское название принесено сюда в XVI столетии временно вытеснившими тогда отсюда осетин кабардинцами. Имеется народное сказание, гласящее, что на этом месте предки осетин разгромили один из монгольских отрядов.

В течение 175 лет аланы (ассы) – предки современных осетин, вели совершенно непримиримую, ожесточенную самоотверженную кровавую борьбу с грозными монголо-татарскими завоевателями. Заключительный акт этой трагической борьбы – нашествие Тамерлана, сыграло роковую роль в судьбе осетинского народа. Лишь этот монгольский правитель смог во главе огромного войска сломить на время сопротивление алан.

Прошли столетия, и уже в XXIвеке русским и осетинам пришлось объединиться в борьбе с новым нашествием – грузинской военной ордой, направляемой и спонсируемой Западом. Но грузинский милитаризм, также как и монголо-татарское иго, был в результате этого союза разгромлен. И здесь сначала в бойвступили осетины, а затем свое слово сказали уже русские войска…

 

Р. Кулумбегов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Популярно