Аслан Агузаров. Шаг в бессмертие…

19-08-2024, 13:52, История [просмотров 452] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Аслан Агузаров. Шаг в бессмертие…Мы часто говорим о единстве Осетии. Делаем это со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, с высоких трибун на общенациональных съездах, в тени древних святилищ. К сожалению, зачастую лозунги о единении становятся словесными формулами, яркими, но абсолютно без веры в осуществление этого чаяния народа. Однако случается так, что поступок одного человека делает для национального единения больше, чем многочисленные постановления и пламенные речи. Благодаря таким людям общенациональное единство становится явью.

 

Утверждение юго-осетинской государственности было бы невозможным без помощи севера Осетии. Организация в приеме и размещении беженцев, экономическая и социальная поддержка молодой Республики – все это в числе судьбоносных моментов нашей общей истории. Но были отдельные представители нашей общей Родины, которые положили на алтарь национального единства свою судьбу и свою жизнь.

Ярким примером самопожертвования ради единства Отечества из числа старшего поколения стал Солтанбек Таболов. Для него не существовало деления Осетии на север или юг, всю свою энергию он отдавал, чтобы осетинский народ был единым. Прошло время с его трагической гибели, и в годину испытаний уже новая генерация осетин посчитала сохранение юга Осетии своим долгом. Символом этого поколения и стал Аслан Агузаров, вставший в ряды защитников Цхинвала в августе 2008 года.

21 ноября 1980 года в г.Алагире, в семье Агузаровых родился сын, которого назвали Аслан. Это была эпоха позднего СССР – спокойная и предсказуемая. Вот и судьба мальчика, по мнению родителей Феликса и Риты, была определена: школа – ВУЗ – достойная работа – семья. Не поменялась эта перспектива и в новое время. Окончив школу, Аслан поступает в Институт бизнеса и технологий, в контексте современных веяний организовал успешный бизнес.

Но характер молодого осетина все же не соответствовал статусу зацикленного на получении прибыли бизнесмена. Офис, уставленный столами и компьютерами, с повседневной серой текучкой был тесен для такой широкой натуры, как Аслан Агузаров. Неудивительно, что на все происходящее в Осетии-Алании Аслан откликался делами, считая себя сопричастным ко всем переменам. И никого не удивило, что, еще не оправившись после тяжелой автомобильной аварии, он вместе с друзьями поспешил в захваченную террористами школу в Беслане…

Лето 2008 года стало испытанием для всего осетинского народа. В ночь с 7 на 8 августа началось полномасштабное вторжение грузинской армии в пределы Южной Осетии. Врагу удалось прорваться в столицу Республики, г.Цхинвал. Завязались уличные бои.

Весть о беде отозвалась тревожным набатом в сердце каждого осетина. Со всех уголков России в Осетию стали прибывать молодые люди, вливавшиеся в формировавшиеся во Владикавказе отряды добровольцев. Но были среди них ребята, которые не стали дожидаться формальностей и направились прямо в Южную Осетию.

Однако попасть в Цхинвал было непросто. Прямая дорога до столицы Республики была под контролем грузинской армии, объездной маршрут через с.Зар находился под огневым воздействием вражеской артиллерии. В поселке Дзау к этому времени скопилось много добровольцев, все ожидали, когда им выдадут оружие и направят в осажденный город. Но Аслан Агузаров с товарищами ждать не собирались – они понимали, что помощь нужна там сейчас.

По прибытии в Цхинвал, в условиях сумятицы боя, непросто было определиться. Однако вскоре ребятам удалось получить оружие, и они были направлены к городской школе №6. Здесь находился один из узлов сопротивления прорвавшейся в город грузинской армии. Еще одна особенность обороны этого участка была в том, что под школой находились подвальные помещения, где укрывались жители окрестных домов: старики, женщины и дети. Поэтому оборона этого объекта была защитой в первую очередь мирного населения от опьяненных кровью агрессоров.

А опасность была реальной, сюда подходили грузинские танки и пехота. Здание школы танки стали расстреливать прямой наводкой, и чтобы избежать потерь ополченцы на время укрылись в подвале. Но Аслан и его друг Артур Гадзаов отказались это сделать. «Аслан заявил, что он сюда приехал воевать, а не прятаться», – вспоминает слова Аслана его друг. Возможно, именно имя, которое переводится с восточных языков, как лев, и во многом определило неукротимый характер молодого человека. Разумная предосторожность, свойственная обстрелянным бойцам, Аслану с его юношеским максимализмом, наверное, показалась малодушием.

Заняв позицию у окон учебного заведения и у входа, ребята стали бить по врагу, в ответ прозвучали выстрелы из танковой пушки. Снаряд попал прямо в помещение, где находились Аслан и Артур.

Оба получили ранения, но раны Аслана оказались несовместимыми с жизнью, хотя врачи боролись за его жизнь до последнего...

Из воспоминаний Артура Гадзаова: «Аслан сказал мне расположиться у окна, а сам встал у дверного проема, откуда был виден противник, и мы стали отстреливаться. Аслан с пулеметом стал смело и храбро вести неравный бой против вражеского танка. Он видел, что танк идет на него, но гордость не позволила ему отступить. Он продолжал стрелять... Аслан несколько раз крикнул мне, чтобы я лег под окно, что я и сделал. В этой экстремальной ситуации он думал еще и обо мне. Вскоре прогремел тот роковой выстрел... Так он спас меня, а сам в героическом неравном бою получил ранение. Осколок снаряда попал ему прямо в грудь, а другой осколок порвал артерию левой руки…».

Дорога в республиканскую больницу оказалась долгой, весь путь к лечебному заведению проходил под обстрелом. Врачи старались сделать все, что было в их силах. Молодой боец держался мужественно, несмотря на тяжелое ранение не издал ни одного стона. Началась операция, которая проходила в необорудованном помещении в подвале больницы, без необходимого медицинского оборудования. Врачи в день грузинского вторжения едва успели спустить в подвальное укрытие минимум инструментов и медикаментов.

Ранения молодого человека оказались серьезнее, чем предполагалось. У Аслана на операционном столе дважды останавливалось сердце, и каждый раз его удавалось реанимировать. В третий раз врачи оказались бессильны – сердце героя остановилось...

К сожалению, Аслан Агузаров не увидел того, как грузинские агрессоры были выбиты за пределы Южной Осетии, не услышал радостную весть о признании независимости молодой Республики. Его душа в тот момент находилась в Чертогах ушедших в мир теней его аланских предков, преграждавших путь в Аланию многочисленным завоевателям.

«Человек жив, пока жива память о нем...», – подвиг Аслана не забыт. Он покоится рядом с лучшими сынами Осетии на Алее Славы в г.Владикавказе, награжден высшими государственными наградами Южной и Северной Осетии. На стене цхинвальской школы № 6 установлен мемориальный знак в память о его самопожертвовании. Но все же не визуальные образы являются главным, куда ценнее благодарная память людей.

Разговор об Аслане Агузарове невольно возвращает нас в прошлое, в начало XX века. В октябре 1919 года в Южную Осетию приезжает активный участник революционного движения Знаур Айдаров. Уроженец селения Кадгарон севера Осетии посчитал для себя обязательным находиться рядом со своими братьями в час смертельной борьбы с грузинскими меньшевиками. Айдаров по прибытию в Южную Осетию, активно участвует в подготовке к всеобщему вооруженному восстанию.

Все эти дни З.Айдаров не слезает слошади, передвигаясь со своим импровизированным штабом из одного населенного пункта в другой. В ноябре 1919 г. он был начальником штаба повстанческих отрядов Горийского уезда Тифлисской губернии. Вскоре меньшевистское правительство Грузии, собрав силы, послало войска для подавления вооруженного выступления. Ожесточенные бои с грузинской гвардией продолжались две недели. Во время боевых действий Знаур Айдаров все время был в гуще событий: где-то он пламенный агитатор, в другом месте – в цепи бойцов, отражающих очередную атаку грузинских войск. Однако силы были неравны и восстание было подавлено, а Айдаров ранен в бою и захвачен в плен меньшевиками.

15 ноября 1919 года Айдарова вывели на площадь селения Хциси, где на глазах у всего села расстреляли. На следующий день осетины из селения Карисхев,соседнего с Хциси, перезахоронили павшего героя на сельском кладбище своего села. Сегодня имя Знаура Айдарова носит районный центр Знаур.

Судьбы двух славных представителей Осетии Знаура Айдарова и Аслана Агузарова, несмотря на разность эпох, объединяет главное – это чувство ответственности за настоящее и будущее нашей общей Родины, без разделения ее на юг и север. И ради этого они, не задумываясь, пожертвовали своей жизнью.

 

Залина Кулумбегова

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Популярно