Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-23,26-30).
Лето. Август 1906 года. У минерального источника селения Едыс, что в горной местности Урс-Туалта, группа мужчин расположилась для общей фотографии. При этом каждый из них, по обыкновению, старался принять особую позу.
«Что там, Ефим, не видно еще – хорошая жизнь до вашего села не добралась?», – вопрос был обращен к Ефиму Гулиеву, который выставил перед глазами бинокль. Это обращение вызвало смех мужчин. Уанка Санакоев не упускал возможности поддеть своего друга, но Ефим не прореагировал на шутку, и продолжал всматриваться вдаль. Либо он действительно кого-то узрел на дороге, ведущей в селение, либо решил не менять позу перед фотокамерой.
Мужская компания в тот день собралась возле источника селения Едыс не просто так. Хотя и желание испить в летний зной холодной, отдающей сероводородом минеральной воды было вполне уместно. С утра молодые горцы под руководством почтенного Бато Бегизова работали над облагораживанием источника. И работали не просто так, было решено этим отметить важное событие – выход первой газеты на осетинском языке «Ирон газет». Когда были выложены все камни, учитель Дзауской школы Иван Хетагуров вывел суриком на одной из сланцевых плит надпись «Суар»*, а на другой – 1906год. Именно в этот год увидело свет издание на осетинском языке. После было решено сделать общую фотографию.
Газета вышла в конце июля в г.Владикавказ, в типографии Шувалова, издание организовала группа представителей национальной интеллигенции. Сообщения из Южной Осетии в газету посылал Ефим Гулиев.
Его отец священник Саба Гулиев был уроженцем селения Тбет Южной Осетии, определенным Владикавказской епархией на службу в церковь с.Кадгарон севера Осетии. Здесь и родился Ефим. Позже семья переезжает в селение Едыс, где Саба становится настоятелем местной церкви. Маленький Ефим оканчивает церковно-приходскую школу, после поступает в Ардонскую семинарию, церковное образование юноша получает в Горийской семинарии. Свою трудовую деятельность Е.Гулиев начинает сельским учителем, к этому времени относятся опыты Гулиева и на литературном поприще. Таким образом, для редакции «Ирон газет» он стал ценным приобретением.
В Южную Осетию первый номер газеты из Владикавказа привез Ефим Гулиев, по дороге к отцу он останавливался практически в каждом осетинском селении от Цхинвала до Едыс. Люди с благоговением рассматривали газету, передавая ее из рук в руки. Вскоре молва о новом издании на осетинском языке достигла отдаленных уголков горного края.
В начале августа в Едыс приехали представители интеллигенции Южной Осетии в гости к Ефиму. Тогда же решили отметить выход «Ирон газет» небольшим памятным знаком.
На каменной кладке над источником, лежа на боку расположился Иван или как его все звали по-простому – Уанка Санакоев. Перед собой он держал первый номер издания «Ирон газет». По причине своего неуемного позерства Санакоев всегда старался быть в центре внимания, и зачастую оказывался мишенью для ироничных замечаний.
«Уанка-гардаш**, ты почему нам из Нахичевани арбуз не привез?!», – обратился к нему Лади Фарниев, житель соседнего селения Ерман. Дело в том, что Санакоев после окончания учительского института в г.Тифлис был направлен в г.Нахичевань Эриванской губернии на должность директора четырехлетней школы. На лето он всегда приезжал на родину в с.Дзау, и каждый раз в числе его повествований были рассказы о фруктово-ягодном изобилии нового места работы.
Для горцев такие рассказы были, конечно же, интересны, ведь в горах Осетии из фруктов были только дикие груши, яблони и алыча, да дикие ягоды. Лишь изредка кто-либо из селян привозил из Цхинвала, или из грузинских сел на пути в горную полосу Осетии фрукты. Однако повествования Уанка Санакоева о диковинных арбузах и дынях, гранатах и хурме все равно вызывали удивление.
«Я бы вам арбуз привез, да только вы, ерманцы, не поймете, как его кушать. Вместе с коркой съедите», – не остался в долгу Санакоев. Но Лади не отставал. «Уж не вам, дзауцам, учить нас, как кушать фрукты!» – и озвучил притчу о двух жителях селения Дзау, купивших на базаре в Цхинвале одну виноградную гроздь. Возвращаясь домой, горцы решили передохнуть в тени дерева, и попробовали по одной виноградине. Да только с непривычки охмелели и заснули. Так и проспали до самого утра.
«Да хватит вам препираться, к нам гости», – пресек разгоравшуюся словесную перепалку Ефим Гулиев. К источнику поднимался старик с маленьким мальчиком, это был Леван Бегизов с внуком Черменом. После обмена приветствиями, Леван сел на каменную скамью в тени дерева. К этому времени здесь расположились участники фотосессии с нехитрой снедью и бутылкой араки.
«Что слышно о Давиде?» – поинтересовался у своего однофамильца Бато Бегизов. Его собеседник горестно вздохнул, и погладил по голове мальчика: «Страдает в тюрьме наш Давид, вот и внук его каждый день вспоминает». Сын Левана Бегизова Давид являлся активным участником революционных событий 1905 года в Российской империи, и был осужден военным судом на два года тюремного заключения.
«Чермен, сынок, когда начнешь учиться в школе?» – спросил ребенка Ефим Гулиев, его отец Саба в селении Едыс совмещал обязанности сельского священника и учителя. «Вот осенью, с Божьей помощью и отдадим в обучение», – ответил за внука дедушка.
«Учиться – это хорошо, вон Уанка выучился, и теперь в Нахичевани арбузы кушает!» – снова не упустил случая съязвить ерманец Лади. Санакоев не остался в долгу: «Мальчик, научишься в школе читать и писать, и кто знает, может и сам со временем станешь писателем, не всем же в Урс-Туалта быть пастухами, как Лади».
Р.Кулумбегов
(продолжение рубрики следует)
*Суар – название минерального источника на осетинском
**Гардаш – обращение «брат» на азербайджанском языке
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.