Праща – один из первых видов метательного оружия

1-07-2024, 12:45, История [просмотров 338] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Праща – один из первых видов метательного оружияВ известной истории из Ветхого Завета о поединке Давида с Голиафом Давид поразил первого с помощью пращи. Это метательное военное и охотничье оружие было довольно-таки широко распространено в древнем мире. «Пули» из обработанного природного камня для пращи во время раскопок находили и на территории Южной Осетии. Некоторые из них сейчас демонстрируются в виде экспонатов в Национальном музее Республики. Рядом лежит и муляж кожаной пращи.

Как уточнили работники музея, эти каменные «пули» нашли в расположенном близ Цхинвала захоронении Нацар-Гора (по осетински Фæнык-Хох) во время проводившихся здесь известным археологом Германом Гобеджишвили раскопок в 1945-1948 годах.

По словам директора Юго-Осетинского научно-исследовательского института, кандидата исторических наук, профессора Роберта Гаглойти, аналогичные каменные «пули» были обнаружены и во время проводившихся исследований захоронений в Тлийском могильнике (Дзауский район РЮО) известным осетинским археологом, доктором исторических наук, профессором Багратом Теховым. «Еще будучи студентом, я несколько раз принимал участие в раскопках которые проводил Баграт Виссарионович. И в 1967-1968годах мы обнаружили такие каменные «пули» в погребениях Тлийского могильника. Это были захоронения XIV-XII веков до нашей эры. Данные камни люди специально обрабатывали, чтобы они были округлой формы и точнее летели в цель при их метании пращой. Нашли мы их в погребениях только некоторых мужчин. Значит, эти люди имели отношение к данному оружию, были воинами или охотниками. Каменные «пули», которые мы находили, были изготовлены из андезита или туфобрекчия. Весили они от 200 граммов и больше», – сказал Гаглоев.

Аналогичные каменные «пули» во время раскопок в высокогорном Едысском городище (Дзауский район РЮО) в 1970-1980 годах находил и ведущий научный сотрудник ЮОНИИ, доктор исторических наук Руслан Дзаттиаты. «А один раз аналогичные пули для пращи были мной обнаружены в погребении городища Царциата», – добавил Дзаттиаты.

Как уточнил в ходе нашей беседы Роберт Гаглойти, на дальность полета снаряда для пращи влияли вес каменной «пули», ее размеры, форма, длина самой пращи и т.д. По его словам, попасть из пращи в человека или зверя, находящегося на отдалении, было весьма сложно, особенно, если он двигался.

Точность метания во многом зависела от мастерства пращиста, его сноровки, навыков и опыта. Чтобы эффективно использовать это оружие, по всей видимости, нужно было немало упражняться с ним. «Недаром осетинская пословица, дошедшая до наших дней, гласит – «Дур æхсын чи нæ зоны, уый дзы йæ бæрзæй сæдты», – добавил Дзаттиаты. Он уточнил что найденные им каменные «пули» для пращи были изготовлены из туфобрекчия и весили около 500 граммов.

В книге осетинского ученого Алана Сланова «Военное дело алан I– XV веков» отмечается, что осетинский язык фиксирует несколько названий этого вида оружия: дурæхсæн, дурæлвасæн, уæрæхснæ (диг), цъеуæлвасæн (диг), сурдун. Археологически этот вид оружия зафиксировать трудно, но пращевые камни известны еще в материалах ранних городищ. Особого распространения праща в аланское время не получает, поскольку она никогда не была в кавказском регионе оружием профессионального воина. На что указывает отсутствие пращевых камней в воинских погребениях алан. Более широкое употребление пращи должно было насту­пить у алан в XIII-ХV вв., после вытеснения алан в горы, поскольку отрасли производства другого вооружения приходят в упадок, а пра­ща была проста в изготовлении и метательный материал был всегда под рукой в изобилии.

У всех народов основным видом пращи была ременная, за которой и закрепилось собственно название пращи. Она обычно состояла из прямоугольного кожаного, реже шерстяного гнезда-кармашка, с двух сторон которого крепились веревки длиной 50-60сантиметровиз сплетенных конских волос или сыромятных ремешков. В осетинской этнографии дано такое описание: широкая часть изготовлялась из выделанной кожи спин­ной части годовалого теленка, к которой крепились два прочных мягких ремешка, шириной равные поясу для кинжала.

Иногда праща представляла собой простои ремень с плетеным или нашивным утолщением в средней части. Один из концов веревки или ремня был гладкий, иногда оканчивающийся плетением, чтобы не скользил под большим пальцем руки; другой конец мог иметь петлю. Для метания снаряда один конец ремня надевался петлей через кисть руки, иногда через пальцы, другой конец удерживался между большим и указательным пальцем той же руки.В середину ремня, в уширение или мешочек укладывался специальный пращевой снаряд – шаровидной или яйцевидной формы диаметром 3-8 см.

Сложенной таким образом вдвое пращой раскручивали над головой, как об этом свидетельствуют осетинские этнографические материалы (сведения получены от Сланова А.Х.) или снизу вперед вверх и сильным взмахом выпускали из руки сво­бодный конец ремня. Подобная праща могла метать снаряды на 250 метров и поражала противника на расстоянии 120-160 ша­гов. Кроме этого вида пращи в осетинской этнографии фиксируется так называемая простейшая праща, представляющая собой деревянную рукоять с расщеплением в верхней части, куда вставляется снаряд. Бросок камня осуществлялся за счет резкого выпрямления правой руки в горизонтальной плоскос­ти. Боевые возможности этого вида пращи были значительно ниже классического варианта, и она получила распространение в основ­ном среди детей из-за простоты в конструкции и обращении.

 

Гугули Валиев

На фото: Экспонаты Национального музея Южной Осетии

Праща – один из первых видов метательного оружия

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Апрель 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Популярно