Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-19).
«Хачирову и Каирову вместо портрета Горбачева дайте по флагу», – ректор Юго-Осетинского педагогического института Юрий Сергеевич Гаглойти обходил праздничную колонну ВУЗа, которая должна была выдвинуться на первомайскую демонстрацию. Указание ректора было обусловлено отмеченной с недавних пор особенностью – руководитель СССР, портрет которого несли эти два студента, вскоре уходили из жизни. Так было с Леонидом Брежневым, Юрием Андроповым и Константином Черненко. Поэтому ректор Ю.Гаглойти решил изменить карму Михаила Горбачева, нового партийного лидера страны.
Студенты не особенно любили участвовать в праздничном шествии, да к тому же таскать портреты советских партийныхбонз и флаги. Но тут, как тогда говорили, было «воленс-ноленс», и от желания студентов мало что зависело. А вот для преподавателей ВУЗа участие в праздничныхдемонстрациях было настоящим праздником. Все старались приходить одетыми по-особенному, прежде всего дамы. Обязательна была и соответствующая моменту прическа. Мужчины же большей частью думали о продолжении после прохождения в праздничной колонне. Поэтому к месту было предложение, адресованное преподавателю Р. Кочиеву: «Руслан Серафимович, будет не по осетинскому обычаю, если мимо вашего дома пройдут уважаемые люди, и их не пригласят на чай». Слово «чай», конечно же, было условностью. Дело было в том, что праздничные колонны всегда шли мимо дома Р.Кочиева по ул.Сталина, поэтому это предложение было вполне обоснованным. К тому же со стороны самого Р.Кочиева возражений не последовало.
Но разговор не завершился конкретикой, так как в этот момент к группе преподавателей ВУЗа подошел сотрудник института Аслан Чочиев. На каждом праздничном мероприятии высшего учебного заведения он выполнял обязанности фотографа. Так было и в этот раз: от первого кадра у стен педагогического института до фотографий самого праздничного шествия. Правда, мало кто мог похвастаться, что получил у А.Чочиева для себя хотя бы одну фотографию на память.
В эпоху СССР в Цхинвале, как и на пространстве всей страны, было три главных государственных праздника, когда устраивались массовые праздничные шествия: 1 мая – День международной солидарности трудящихся, 9 мая – День Победы и 7 ноября – Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Однако такая «триада» сложилась не сразу.
На заре Советской власти в Южной Осетии праздниками, которые отмечались массовыми демонстрациями, были 1 мая – День Интернационала и 8 июня – День установления Советской власти. В эти дни в разных концах столицы юго-осетинской автономной области формировались колонны из числа трудящихся и простых обывателей. После все дружными рядами направлялись в центр Цхинвала на площадь Свободы (ныне Театральная площадь), где организовывался митинг. По завершении официальной части торжественного мероприятия участники пролетарского праздника расходились: кто на пикник за городом, кто в ресторан, а кто шел домой, где по случаю праздника устраивалось скромное торжество.
В конце 40-х годов митинг на площади Свободы сменился демонстрацией перед Домом Советов (ныне Парламент РЮО). Праздничные колонны двигались по городскому бульвару к зданию, перед которым располагалась правительственная трибуна. С 70-х годов праздничное шествие было снова перенесено на ул. Сталина. Демонстранты двигались с севера на юг, оставляя трибуну с руководством Автономной области и почетными гостями по правую руку.
Важное место в шествии занимало и внешнее оформление. Ученики отмечались школьной формой и музыкальным сопровождением горнов и барабанов; студенты, проходя стройными рядами, несли в руках портреты руководителей СССР, флаги и транспаранты. В колоннах спортивных объединений была молодежь в спортивной форме, особенно выделялись волейболистки и девушки, занимающиеся в секциях легкой атлетики. Перед трибуной иногда разыгрывались мизансцены: разворачивались канаты импровизированного ринга, и боксеры обменивалась па-рой ударов: обозначали дуэль также фехтовальщики; ставили фигуры гимнасты…
Были и отсылки к историческому прошлому. К примеру, на платформе грузовика оживлялась картина М.Туганова «Расстрел 13 коммунаров», всадники, облаченные в аланское одеяние, джигитовали перед трибуной… Однажды джигиты несколько увлеклись демонстрацией своего умения – одна из лошадей, поднятая на дыбы, опрокинулась на спину и подмяла под себя седока.
Свои визуальные символы были и у заводов и фабрик – обычно грузовик с открытой платформой, на которой была расставлена продукция того или иного предприятия. Самая оригинальная визуализация была у Цхинвальского автобусоремонтного завода: мотор и коробка передач, установленные на открытой автомобильной раме с колесами. За рулем сидел водитель, который и управлял этой футуристической инструкцией, возглавляяколонну коллектива ЦАРЗ. Как-то раз отличились представители одного из районов автономии, они провезли на арбах, запряженных быками, дары земли: тыквы, фрукты, кадки с сыром, мешки с зерном.
Время вносило свои коррективы в традиции государственных праздников. При руководстве областью А.Имнадзе, назначенца Тбилиси, было отменено празднование 8 июня, так как эта дата была связана не только с советизацией горного края, но и с событиями геноцида южных осетин 1920 года, устроенного властями Грузии.
9 мая 1970 г. в Цхинвале по ул.Чочиева был открыт Мемориальный комплекс в память о событиях Великой Отечественной войны. С этого времени праздничные мероприятия ко Дню Победы проходили на новом памятном месте.
Р.Кулумбегов
(продолжение рубрики следует)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.