Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Эпифаний, епископ Кипра (361 г):
«После потопа, когда ковчег Ноев остановился на горах Араратских, между арменийцами и кардиеями, на горе, называемой Лубар, там впервые после потопа устраивается поселение людей и там пророк Ной насаждает виноградник и делается жителем этого места... В пятом поколении после потопа, когда люди снова умножились от троих сыновей Ноя..., распространяясь и идя вперед от гор Лубара и пределов Армении, т. е. страны Араратской, они вступили в равнину Сенаар... Там на совещании они принимают решение совместно построить башню и город. От страны Европейской направились в Азию, они все получили от того времени наименование скифов...».
Астерий, хронист из Амассии (392 год):
«Я видел, говорит он, скифа, скоро изучавшего эллинский язык, едва достигнув юношеского возраста; затем, когда купивший его господин отдал его для изучения высших наук, то он оказал в них такие успехи и оказался во многих науках настолько сведущим, что сделался известным и славным у эллинов и у римлян, тем более, что его увидели учителем законов. Купивший его был родом сириец, антиохийский гражданин, учивший детей грамматике. Однако, этот добролюбивый Астерий говорит, что он [т. е. антиохиец] сам сделался учеником этого скифа…».
А.Иванов, сотрудник российской администрации в Грузии (1865):
«Население уезда может быть разделено на две совершенно различные народности, довольно резко отличающиеся в нравах и обычаях друг от друга: грузинов и осетин. Последние отличаются от остальных кавказцев, не говоря уже об их характере и нравах, также еще и внешностью. Чертами лица, цветом волос и глаз они походят на северных европейцев; многие из них имеют голубые глаза, рыжеватую бороду и русые или темнокарие волосы. Язык у них совершенно чуждый грузинскому.
Осетины сохраняют оружие и очень пристрастны к ним. Грузины же наполовину не имеют его, исключая дворянства, которое еще дорожит им как украшением.
Главные работы лежат на мужчинах, женщина занимается только домашним хозяйством: печением хлеба, доением коров, шитьем и т.п. Осетины живут в деревянных избах с крышами драничными, выбирают скаты гор и живописные места.
Кинжал, шашка, ружье и табак, который они постоянно жуют, неразлучные с ними друзья. Они любят яркие и пестрые цвета. Месть у осетин переходит из рода в род. Они очень гостеприимны. Кумовство, поминки считаются у них важным делом. В таких случаях приглашается весь околоток соседей, родных и однофамильцев; чтобы угостить гостей прилично, лишают иногда себя последнего достатка, закладывают землю, единственную свою кормилицу, чтобы только задать пир горой и предкам его или новорожденному было бы весело – первым в загробной жизни, а вторым чтоб хорошо жилось. Варят они из пшеницы или ячменя луди (род пива), бурахи (род кваса) и гонят водку из проса.
В Осетии делают из козьего пуха тифтик (тонкое сукно), но в малом количестве и оно довольно дорогое; из простой шерсти делают войлоки, бурки, веревки, ткут паласы, вроде простых ковров, из камыша ткут очень красивые циновки, разматывают шелковые коконы, ткут тесьму и делают нитки…
В Осетинском округе очень много целебных источников: один находится в 4 верстах, выше по течению реки Большой Лиахвы, от Джавы, так там целебное свойство его состоит во вдыхаемом газе.
К северо-западу от Ахалгор в двадцати пяти верстах от него находится джамурский целебный источник, славится в крае своим свойством и, кроме больных людей, летом сюда пригоняют даже целые стада овец и рогатого скота для поправления здоровья… В двадцати верстах от Рук, в сел. Эдис, находятся углекисложелезные источники».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.