Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-8).
1915 год. В селении Дзау большой праздник – состоялось освещение места, где был заложен камень в основание новой гражданской или, как ее еще называли, министерской школы. Такие учебные заведения пришли на смену церковно-приходским школам. И хотя официальная церковь не имела прямого отношения к учреждению министерских школ, мероприятие без священников не обошлось. Состоялся чин освящения, и рабочие приступили к рытью траншеи под фундамент.
Всех участников события, среди которых были представители купечества, интеллигенции, военного сословия, пригласили на застолье. Радушным хозяином выступил купец первой гильдии Андрей (Сави) Парастаев, гости расселись под ореховыми деревьями в саду его дома в с.Хуыцъе… Школа строилась на общественные пожертвования, и большую часть средств выделил Сави Парастаев. Казна не спешила с финансированием строительства Дзауской школы. Помимо нежелания нести свет просвещения в отдаленное ущелье, была и другая причина – шел второй год Первой мировой войны, и расходы на образование повсеместно урезались.
В течение года деньги были собраны, строительство начато – сельская школа должна была начать функционировать уже с осени следующего года. За скорейшее начало учебного процесса подняли очередной тост. Священники сидели вместе, занимая место поближе к тамаде, которым был сам Сави. Среди них выделялись двое – отец Антоний, глава Горийского прихода и священник села Хуыцъе, отец Георгий (Санакоев). Первый былизвестен своим чувством юмора, второй – вольнодумством.
«Батюшка, а правда, что все праведные христиане попадут в рай?», – вопрос был адресован священнику Антонию. Батюшка в это время задумчиво разглядывал насаженный на вилку кусок копченой осетрины. «Конечно, сын мой», – ответилцерковник. «А некрещенные?» – сидевший напротив Антония офицер с золочеными погонами все никак не унимался. Священник хотел было откусить от сочного куска рыбы, но вздохнул, и положил вилку на тарелку: «А некрещенных апостол Петр в рай не пустит». Но офицер был настойчив: «Значит ли это, что мой прадедушка Самсон, который не был крещен, встретится мне, в ожидании стоящим у ворот рая?!». Священник парировал: «А офицеров в рай тоже не сразу пускают. Во время войны из вас туда большая очередь!». Сидящие за столом рассмеялись, их позабавил черный юмор церковника.
В этот момент Сави, видя, что беседа приобретает характер диспута, взял в руки большой рог с пивом и провозгласил тост за императора и царствующий дом. После того, как тамада осушил емкость с пивом, рог пошел по кругу. Правда, выпить его решились не все, за что были наказаны штрафным стаканом араки.
Сидевший рядом со священником Григорием законоучитель Дзауской церковно-приходской школы, благочинный Зураб Джиоев спросил вполголоса: «А Вы знаете, что у епископа Антония родился четвертый ребенок?». Отец Григорий улыбнулся в бороду: «Да знаю. Любит отец Антоний это дело, любит!»…
Вопреки осетинской традиции за столом сидели и женщины, правда в самом конце. Среди них и одна из первых женщин-учительниц Южной Осетии Ксения Кокоева, она преподавала в школе селения Кусджыта Дзауского ущелья. Ранее учительствовала в селении Джер, апосле была переведена на новое место.
…Как только за столом повысился градус веселости мужчин, женщины покинули застолье и пошли к реке Лиахва. С ними из-за стола поднялся и учитель Дзауской двухклассной церковно-приходской школы Иван Хетагуров. Он не скрывал радости от того, что будет построена добротная каменная школа, взамен, пришедшего в ветхость старого школьного помещения. «Крыша протекает, в классных комнатах сыро. Полы и доски потолка сгнили, – жаловался Хетагуров. – А зимой не лучше, в учительских комнатах устроены самые простые камины, с прямыми отверстиями и, несмотря на то, что они целые сутки топятся беспрерывно, в них очень холодно, потому что теплотався беспрепятственно уходит наружу. Учителя с семействами за зиму переносят мучительные страдания от морозов…».
Женщины шли рядом и тихо переговаривались о своем, казалось, что они даже не слушают своего спутника. Но Ивану Хетагурову главное было высказаться, и он продолжал: «Поэтому следует в комнатах, где проживают учителя с семействами построить если уж не печки, то, по крайней мере, камины русские с дымооборотами, которые обойдутся недорого, но зато будут оставлять достаточную теплоту».
«А как у вас в школе с успеваемостью, Ваня?» – Ксения прервала жалобный монолог Хетагурова. «Да по-разному, душа моя. Есть у меня умница, ученик Петр Тедеев, у него одни пятерки, только по пению и гимнастике четверки. Его даже учитель географии Григол Касрадзе, зело въедливый человек, нахваливает, говорит, если Тедеев не станет революционером, то далеко пойдет», – Хетагуров оживился от перемены темы разговора.
Женщины продолжали: «А девочки у вас в школе есть?». Хетагуров улыбнулся: «Есть одна во втором классе, Елизавета Тибилова. Но с учебой никак, у нее и у Костона Санакоева одни двойки, правда по поведению «пятерки».
Через некоторое время гостей, ушедших к реке стали созывать обратно. Предстояло сделать фотографию на память, нобольшинство участников застолья на это предложение откликнуться не захотело – пиршество было в самом разгаре.
«Внимание, господа!» – фотограф Андроний Ионеско поднял над головой плашку с магниевым порошком. Всполох фотовспышки – и все оказавшиеся в объективе фотоаппарата стали частью истории...
Р.Кулумбегов
Фото из фондов Национального музея
(продолжение рубрики следует)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.