Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-7).
«Да сколько можно этот грузовик ремонтировать!» – главрач сельскойбольницы Гиви Кавзинадзе стоял с недовольным видом на крыльце лечебного учреждения. Колхозный водитель Петя практически через день устраивал на виду больницы то замену колеса, то чистку карбюратора своего грузовика «Газ-51». А по субботам так вообще мыл его от бампера до кузова. И на то была уважительная причина – в больнице работала молодая медсестра Эмма, которая после окончания медтехникума в Цхинвале получила распределение на село.
Главрач подозвал мальчика, который стоял возле машины, прислонившись к дереву: «Казбек, скажи шоферу, что Кочиева сегодня занята на дежурстве и не выйдет. Пусть едет домой».
Сам Петя был из соседнего селения Гвиргвина, только недавно вернулся из армии и, по устоявшейся традиции, искал себе невесту. А что могло быть более заманчивым и престижным для деревенского парня, чем завести знакомство с городской девушкой?! Эмма была юна, красива, с синими глазами и бойким нравом. Да и к деревенской жизни привыкшая, живя летом у бабушки на селе, она научилась и корову доить, и пироги печь. Чем не завидная невеста!
О планах своего сына узнали и родители. Но знать об этом одно, а вот как бы увидеть будущую невестку воочию. Мать Пети и его сестра наведались в больницу, благо повод для врачебного осмотра всегда найдется. А вот отец парня Владимир это делать категорически отказывался. «Никуда я не пойду, вот приведет ее сын домой, тогда я невестку и увижу!». Но мать с дочерью, да и сам Петя все же хотели узнать мнение старшего мужчины в семье.
Тогда решили пойти на хитрость. Мать сына притворилась хворой и послала дочь в сельскую больницу с просьбой прислать к ней медсестру. И обязательно Эмму. Вскоре девушка с медицинским баулом уже стояла на пороге большого дома с ажурным деревянным балконом. «Да вроде у Вас все хорошо», – с некоторым удивлением сказала медсестра, проведя осмотр лежащей на тахте женщины. Болей никаких не было, давление в норме. «Конечно, пока вас врачей ждали, наша мама выздоровела», – громко заметила пышнотелая девчонка Зейнаб.
Пока Эмма проводила осмотр, в комнату набились соседки – все селяне в селе уже знали, что у Владимира дома смотрины. Сам глава семьи только что вернулся с поля и сидел во дворе на большом бревне. В дом с галдящим женским кагалом он даже не думал заходить.
Наконец, осмотр был закончен, и медсестра в сопровождении женщин вышла во двор. «А вот это Володя, отец Пети», – женщины чуть ли не силком подвели девушку к мужчине. Тот резко привстал, от неожиданности онемев. Смущена бы-ла и девушка, до которой кажется стало доходить, что было причиной ее вызова. А тут еще и сам Петя стоял у своего грузовика, заломив кепку на затылок. Его срочно вызвали с уборочной.
Долго ли коротко ли, но вскоре чувства молодых стали взаимными. Однако отец девушки Георгий Егорович, глава областного суда, даже и слышать не хотел, чтобы его кровинушка связала свою судьбу с простым деревенским парнем. Да еще и шофером без высшего образования. Он просил передать молодому человеку, что, если он не отстанет от нее – то окажется в зиндане. Лозунг – «Был бы человек, а статья найдется» – еще был популярен в Стране Советов.
Но любовь не знает преград, тем более, что существовал обычай гор: «Родители девушки не дают согласие – похищай ее!». Да и девушка была не против бежать с любимым человеком хоть на край земли. И такой край был выбран – Казахстан. Этот выбор был определен двумя причинами. Во-первых, после похищения дочери областного судьи в Южной Осетии оставаться было неразумно – парочку влюбленных обнаружили бы быстро. Во-вторых, Петя полгода как вернулся из Байконура, где проходил воинскую службу в ракетных войсках, и в Казахстане остались знакомые из числа бывших сослуживцев. Да и искать беглецов в далекой Азии едва ли кто-нибудь додумается.
Оставалась единственная проблема – где достать деньги на дорогу. Но и она решилась. Брат Пети Руслан тайком отогнал на базар стельную корову и продал ее. А дома сообщил, что скотинка не вернулась с пастбища. Вырученные деньги в сумме 300 рублей он передал Петру, и влюбленные голубки упорхнули на следующее утро в Казахстан.
Когда до областного судьи дошла весть о похищении дочери, ярости его не было предела. В селение Гвиргвина была направлена группа милиционеров, которые провели обыск во всех домах, забиралисьдаже на чердаки и в овины. Осмотрели все окрестные лесопосадки. Выехали в соседнее грузинское село Дирб, куда была замужем тетя похитителя. В это же время участковый опрашивал жителей селения Кларс, откуда была родом мама Петра – может влюбленные укрылись там.
Отца молодого человека, его брата, и еще пару парней из села забрали в Управление внутренних дел в Цхинвал и провели допрос с пристрастием. Деревенские парни и были бы радысознаться, но ничего не знали. Правда, брат похитителя сказал, что корову продал, деньги передал, а вот куда уехали, ему неизвестно. Но милиционеры не отставали и дело грозило обернуться серьезными последствиями… Ранее молодыми парнями из селения Кларс Цхинвальского района была похищена девушка по имени Салимат. Всего в набеге за невестой участвовало семь человек. Милиция незадачливых похитителей арестовала, девушку вернули в отчий дом. Состоялся суд, и похитители получили от двух до восьми лет тюремного заключения...
А что же наши влюбленные? Они обосновались в городе Джамбул, где у них родился сын. Спустя четыре года беглецы вернулись в Южную Осетию и привезли с собой сынишку как охранную грамоту. Тут даже областной судья почувствовал себя счастливым дедушкой.
Р.Кулумбегов
(продолжение рубрики следует)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.