Владимир Валиев (Валишвили). Кинолетописец юга и севера Осетии, лауреат Международного Венецианского кинофестиваля, создатель фильма «Фатима»
На карте Южной Осетии до сих пор не обозначен населенный пункт под названием Короги. Именно сюда из селения Хелчуа, где уже не хватало земли, перебралась молодая чета – Валиев Леван и Хуриева Тамара. Здесь на новой малой родине у них родилось шестеро детей – четыре мальчика: Арсен, Карум, Егор (Ягор), Куджа и две девочки – Сидония и Дзерасса.
Егор Леванович Валиев (1873-1944) молодым юношей переселился в г. Тифлис в 1887 году, где по протекции «арвадала» Пидо Туаева, стал подмастерьем у известного повара Агора Короева (в 1957 году, когда Агору Короеву исполнилось 156 лет, режиссер Владимир Валиев снимет о долгожителе документальный фильм). Спустя некоторое время Егор Валиев достиг таких успехов в поварском ремесле, что Ягор Короев рекомендовал его князю Зубалову, где он проработал до революции. После Великого Октября Зубаловы иммигрировали во Францию. К тому времени Егор Леванович обзавёлся семьёй, у него было трое детей – Константин, Владимир и Тамара и, как впоследствии рассказывала супруга Егора Левановича – Кулухова Нина Борисовна (1883-1984) – «Зубаловы предлагали нам выехать во Францию вместе с ними и гарантировали поддержку, пока дети невстанут на ноги, но Ягор отказался, мол, как я оставлю свою Родину, своих родственников и поеду в страну, где даже не говорят на нашем языке».
Становление личности
Владимир Егорович родился 18 июня 1910 года в Тифлисе в патриархальной осетинской семье. Учился в 104-й осетинской трудовой школе, где его преподавателями были лучшие представители прогрессивной осетинской интеллигенции. Образование же Валиев заканчивал в Тифлисской 59-й средней школе, где вступает в ряды ВЛКСМ. К тому времени он уже твердо знает, что его жизнь будет посвящена нарождающемуся направлению в искусстве – кинематографу. «Я буду снимать осетинское кино и прославлять Осетию и осетин», – сказал Владимир Егорович своему отцу и получил благословение.
«В период учебы в институте вместе с однокурсниками Ермаковым, Маршаллом и Лисицыным, Володя приехал в Южную Осетию. Мне было тогда 10 лет, но я хорошо помню, как мой отец на арбе поехал встречать их на станцию Агара, где они погрузили съёмочную аппаратуру. Их приезд был большим праздником для нашего маленького села. В их честь сварили баганы (пиво) и устроили большой куывд, пригласили уважаемых людей из близлежащих деревень. Вся эта церемония тоже была заснята. После они снимали также природу, жителей села, тружеников, и в итоге время спустя вышел документальный фильм «Родное село» (из воспоминаний двоюродной сестры Зои Валиевой).
Любовь к Родине
Валиев Владимир Егорович работал кинорежиссером на «Мосфильме», где мог сделать головокружительную карьеру, работал ассистентом у таких грандов как Эйзенштейн, Калатозов. Сам снял на «Мосфильме» художественный фильм «Спринклер»… Но когда в 1936 году руководство киностудии «Грузия-фильм» пригласило его на работу, он, не раздумывая, бросает все, чтобы быть ближе к своим родным, к своей Родине. В те годы ни на севере, ни, тем более, на юге Осетии, о своей киностудии и не мечтали, а кинорежиссер без киностудии, что военачальник без армии. Но, находясь в Тбилиси, Валиев особое внимание уделяет съемкам именно в Осетии. Запечатлённые им мгновения навсегда сохранили живые образы людей – творцов своего времени, этнографические зарисовки быта, обычаев и традиций, и сам дух того времени. За период с 1936 года и до начала Великой Отечественной войны, молодой режиссёр создал три полнометражных фильма, двадцать семь документальных фильмов и киноочерков, из которых семнадцать посвятил Осетии. Для него Родина начиналась «На альпийских лугах» (1936), «15 лет Юго-Осетии» (1936), с курорта Джава «Суардон» (1936), «В цветущих садах Юго-Осетии» (1936), «Советская Южная Осетия» (1952), «Джимара хох» (1938), «Колхоз-миллионер» (1939), «Через Кавказский хребет» (1940), «Коста Хетагуров» (1939), где известный поэт Александр Фадеев выступил перед памятником Коста с пламенной речью, дав высокую оценку великому сыну осетинского народа.
Великая Отечественная
«Когда началась Великая Отечественная война, молодой кинорежиссер Владимир Валиев делал первые шаги в такой сложной по своей специфике, состоящей из множества творческих проблем, области искусства, как кино. При работе над той или иной темой, в процессе поиска новых выразительных средств, он неутомимо испытывал свои возможности, и с киноаппаратом в руках оказывался лицом к лицу с жестоким врагом. Молодой творец плечом к плечу с воинами прокладывал себе дорогу на полях сражений» (газета «Новинки экрана»).
«С болью и гневом в сердце встретил весь советский народ известие о вероломной войне. Тогда, в июне 1941 года, понятия – Родина, Отчизна, патриотизм были далеко не абстрактны. Все народы страны объединились в едином стремлении остановить и уничтожить агрессора. И молодой режиссер выступает с призывом «На защиту Родины!» (1941), «Громите врага!» (1941), «Фронтовая весна» (1942)» (газета «Столичная»).
Тысячи добровольцев уходили на фронт, другие своим трудом ковали победу в тылу, отдавали свои силы и сбережения на правое дело. Председатель колхоза, депутат Верховного Совета СССР Марта Плиева закупила в те годы танк и, укомплектовав экипаж из числа достойнейших трактористов, проводила их на фронт. Это событие Владимир Валиев увековечил в своей ленте «Подарок Марты Плиевой» (1941).
Он не мог оставаться в стороне, его тянуло в гущу событий, на передовую, чтобы самому увидеть, осознать и донести миллионам истинную драму войны. Руководимая им киносъемочная группа с оператором Г Усеинашвили и ассистентом оператора И.Эдигарашвили отправляется на Северо-Кавказский фронт. В первые годы войны работа режиссера была высоко оценена и командованием Черноморской группой войск Северо-Кавказского фронта. Так, по военному сухо, но с видимым уважением и благодарностью звучит характеристика режиссера: «Дана кинорежиссеру Тбилисской киностудии Валиеву В.Е. в том, что с 10 апреля по 10 мая он проделал работу по окончанию съемки боевых эпизодов из жизни 81-й Краснознаменной бригады морской пехоты. Будучи в бригаде, киносъемочная группа, руководимая товарищем Валиевым, непосредственно под огнем противника засняла эпизоды из боевой жизни нашего соединения». Отснятые В.Валиевым фронтовые материалы вошли в документальные фильмы «Кавказ», «Генерал Леселидзе», киножурналы «Советская Грузия», «Новости дня» и впоследствии использованы в 20-серийной киноэпопее «Великая Отечественная» и других фильмах.
Позже в журнале «Новые фильмы» говорится о другой работе осетинского режиссера: «Впервые в истории советского кино так новаторски и гармонично, с оригинальным режиссёрским решением, В.Е. Валиев объединил две тематические линии – фронтовые эпизоды и кадры, показывающие тяжкий труд жизни тыла в фильме «Рыбаки-патриоты» (1943). В этом кинопроизведении выявилось острое видение режиссёра. До тех пор было принято военную кинохронику показывать отдельно от хроники тыла». О новаторстве кинорежиссера в киноискусстве впоследствии будут говорить многие кинокритики.
Благодаря документальным лентам Владимира Валиева Осетия увидела и своих отважных героев в киноочерках: «Герой Советского Союза Сабанов» (1943), «Герой Чочиев на Родине» (1943), «Генерал Исса Плиев» (1944), «Герой Константин Кочиев» (1944), «Подарок генералу Исса Плиеву» (1945), и др.
Война – важная составляющая творческой жизни выдающегося осетинского кинорежиссера, ветерана, кавалера двух орденов «Великой Отечественной войны», медалей «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др. Послевоенная жизнь постепенно налаживается и в работах режиссера отражено и это время, в частности, в ленте «Май победного года» (1946).
Первая международная награда
В 1946 году Владимир Валиев в составе группы альпинистов, возглавляемой Александрой Джапаридзе (сестрой известного альпиниста А. Джапаридзе, погибшего в горах), совершает восхождение на одну из вершин Кавказа – Ушбу. Операторы – Отар Деканосидзе, Шалва Шиошвили и Борис Крепе. Так родился фильм с одноименным названием «Ушба» (1946).
За фильм «Ушба» первый профессиональный кинорежиссер-осетин, в возрасте 37-лет, на VIII Международном кинофестивале в Венеции удостоился высочайшей награды – «Диплома VIII Венецианского кинофестиваля». Это был первый диплом, которым была отмечена советская кинематография на международном кинофестивале. Эта впечатляющая поэтическая киноновелла, посвященная трагически погибшему в горах Кавказа известному альпинисту, с огромным успехом обошла кинотеатры Советского Союза и получила признание за рубежом.
«Сегодня, когда технические возможности практически не ограничены, так показать горы сможет далеко не каждый режиссер: какие кадры, какие ракурсы, как будто он снимал не горы на натуре, а декорации в павильоне, и те по несколько дублей, чтобы достичь такой выразительности! А вы представьте снаряжение альпиниста послевоенного времени, снаряжение, кошки, штурмовка, бельевая веревка, к тому же добавьте кинокамеру со штативом весом 35 кг, то это не только гран-при, а настоящий героизм» (журнал «Новинки экрана»).
Но тогда, в 1947 году, радость от международного признания для Владимира Валиева была омрачена – первый секретарь ЦК КП Грузии Мжаванадзе на официальном приёме, после поздравления с заслуженной наградой, задал ему на первый взгляд странный вопрос: «Владимир Егорович, Вы ведь осетин?..». «Да, осетин» – ответил Валиев. «Тогда почему Вы пишите свою фамилию на русский манер, а не на осетинский – Уалиты?». Владимир Егорович растерялся и сказал: «Хорошо, поменяю». «Ну, тогда, – продолжал Мжаванадзе, – езжайте в Осетию и там снимайте своё, осетинское кино. А в Грузии, на грузинской киностудии может работать только Валишвили!»... Так Владимир Егорович Валиев вынужденно стал Валишвили Владимиром Егоровичем. В противном случае он бы уже никогда не смог больше сделать кадры про Осетию и, тем более, его мечта снять художественный фильм так же осталась бы несбыточной.
«Фатима»
Ещё со студенческой скамьи Владимир Егорович мечтал создать художественный фильм по произведению классика осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова «Фатима». На протяжении ряда лет он выбивал в Москве целевые средства для его создания. Ему даже не нужен был сценарий, всё давно сложилось у него в голове. Наконец, он добился своего и финансы выделили. Но этого было мало, необходима была еще серьёзная протекция. И Владимир Егорович обращается к всесильному на тот момент режиссёру Сико Долидзе с просьбой стать автором сценария его фильма. Так он надеялся заручиться его поддержкой. В итоге фильм запустили в производство. Владимир Валиев утверждён режиссёром-постановщиком, сценарий Сико Долидзе... Радости режиссёра не было конца. Теперь он, не теряя времени, должен был пригласить грузинских актёров, художников, композиторов, операторов, благо в Грузии такого рода профессионалов было немало. Но он хотел в этом фильме задействовать как можно больше осетин, дабы кинолента была осетинской.
Начались поездки, переговоры, павильонные съёмки. Энтузиазм переполнял его, и вся семья ощущала его творческий подъём. Официально сценарий к фильму «Фатима» написал Сико Долидзе, но рабочий вариант с пометками Владимира Егоровича до сих пор хранится в его архиве. И вот отснят последний кадр, заканчивается работа в монтажной, и в уже готовые титры, вносятся изменения, заказанные могущественным Сико Долидзе, где записано: сценарий и постановка Сико Долидзе. Владимир Валишвили – второй режиссёр, третий – И. Тархнишвили. Изменений было много. Главным художником законченной работы вдруг стал театральный художник С.Вацадзе, а Азанбек Джанаев, сделавший раскадровку к фильму от первого до последнего кадра, – всего лишь художник по костюмам. Далее – смонтировавшая вместе с Владимиром Егоровичем весь фильм В.Цховребова вдруг стала ассистентом, зато появился новый персонаж – режиссёр по монтажу В.Доленко. К композитору Борису Галаеву добавили композитора А. Кереселидзе...
Время спустя кинокритик Кона Микадзе в своей статье «Тернистый путь в кино» напишет: «По инициативе Владимира Валишвили и при его непосредственном участии, была осуществлена постановка первого осетинского художественного фильма «Фатима». Владимир Егорович с группой грузинских кинематографистов долго находились в Северной Осетии. Знакомясь с жизнью и бытом осетин, они производили натурные съёмки фильма. Работа над фильмом закончилась в 1958 году. С тех пор прошло много лет, но фильм и сейчас вызывает зрительский интерес. Фильм был представлен более чем в 80 странах мира».
Владимир Валиев был человеком высокой культуры, воспитанным в духе интернационализма, он по-своему любил Грузию, в которой у него было много друзей и почитателей, но сердце его было полностью посвящено Осетии, чью кинолетопись он старался вести. Но какова была его обида, когда, по сути дела, у него отняли его детище... Он никогда не высказывал своей обиды прилюдно. Однако переживал её глубоко. Тем не менее, Осетия получила свой первый, истинно национальный, высокопрофессиональный фильм, который стал самым выдающимся художественным произведением, когда-либо созданное на национальную осетинскую тематику. Киноповесть «Фатима» стала эпохальным событием для всего осетинского народа. Но Владимир Валиев считал свою работу еще неоконченной, он полагал, что логическим завершением фильма должно быть звучание его на родном осетинском языке. И в декабре 1965 года герои ленты заговорили на языке Коста.
Фильм на осетинский язык перевел Реваз Асаев, роли озвучивали: Владимир Тхапсаев, Реваз Гасиев, Давид Темираев, Бексолтан Тлатов, Юрий Мерденов, Раиса Гассиева, Вера Уртаева и др.
Сотни писем со всех концов страны приходили на имя кинорежиссера с пожеланиями и надеждой, чтобы начало, положенное в зарождении осетинского кино, имело свое продолжение...
Летописец горного края
Так о Владимире Валиеве озаглавил свою статью историк В.Гассиев в журнале «Советский экран» №2 за 1983 год. И в этом вся правда и великое уважение заслуг кинорежиссера перед своим на-родом. Творческий диапазон кинорежиссера трудно переоценить, в сфере его интересов – спорт и наука, публицистика и политика, сельское хозяйство и астрономия, природа и этнография, археология и искусство, медицина и экономика, история и социология. Названия его работ говорят сами за себя: «Переселение евреев в новые квартиры» (1937), «Юбилей Коста Хетагурова» (1939), «Казбек» (1948), «Биография И.В. Сталина» (1949),киножурнал «Юго-Осетия» (1951), «Юбилей юго-осетинского театра» (1954), «Кино в Южной Осетии» (1955), «Мичуринец Бегизов» (1955), «Танец «Симд» (1955), «Короеву 156 лет» (1956), «Выставка работ художников Северной Осетии в Тбилиси» (1956), «Декада искусств Юго-Осетии в Тбилиси» (1957), «Жизнь и традиции осетин» (1957), «Спортсмены одного села» (1960), «Новая Сванетия» (1962), «Открытие памятника Коста Хетагурову в Лагодехи» (1959), «Пленум Союза композиторов Южной Осетии» (1963), «Академик Бериташвили» (1965), «Тайна подземных рек» (1966), «Гигант металлургии» (1968), «Человек и звезды» (1970), Захарий Палиашвили» (1971), «Махарбек Туганов» (1971), «Искусство, рожденное в горах» (1974), «Праздник на земле аланов» (1983), «Слово о Васо Абаеве» (1988)… И это далеко не полный диапазон его творческих интересов. При этом практически каждая третья работа была отмечена дипломами, грамотами, одобрительными отзывами кинокритиков и благодарных зрителей.
Мало кто знает, что Владимир Валиев в 1955 году основал в столице Юго-Осетинской автономной области г. Сталинир первую национальную школу-студию, где слушателей обучали основам режиссерского и операторского мастерства. Созданный его учениками фильм «13 коммунаров» (1974), посвящен памяти тринадцати осетинских защитников, героически сражавшихся против грузинских карателей и павших в неравной борьбе за свободу родного края в 20-ых годах XX века. Эта тема отображена им ещё в 1950 году в фильме «Советская Юго-Осетия». Кадры показывают факельное шествие трудящихся к братской могиле – стеле 13 коммунарам. К сожалению, школа-студия без государственной (областной) финансовой поддержки не получила дальнейшего развития.
В 1958 году Владимир Валиев во главе инициативной группы осетин: Зозираева Заурбека Алексеевича, Дзагоева Левана Григорьевича и Дзагоева Пируза Александровича – добивается открытия осетинской национальной школы восьмилетки в г. Тбилиси. И это при том, что национальной осетинской школы на тот момент не было ни в Южной, ни в Северной Осетии. Школа просуществовала до 1967 года.
Искусство, рожденное в горах
Работы Владимира Валиева всегда находили самые добрые и лестные отзывы самых разных экспертов. Приведем несколько примеров на одной из его работ – ленте «Искусство, рожденное в горах».
«Ярким свидетельством верности киноискусству В. Валиева является его фильм о культуре осетинского народа – «Искусство, рожденное в горах» (1974). Корни культуры осетинского народа уводят зрителя в исторические дали веков. Предки осетин – аланы были храбрыми воинами, но они знали толк не только в воинском искусстве, но и в ремёслах, которые умели доводить порой до уровня высокого мастерства. Эта лента В.Валиева повествует об искусстве осетин с аланских времен и до наших дней. Это фильм о героическом прошлом народа, о людях, строящих новый мир, устремленный в будущее. История, быт и сущность осетинского народа получили яркое отображение во всемирно известном Нартском эпосе. Нарты – самые популярные герои осетинских эпических сказаний. Отважные и мудрые, искусные воины и талантливые художники, они как бы воплотили идеалы человеческого достоинства. И потому этим древним фольклорным героям посвящены многие произведения осетинских художников: Махарбека Туганова, Аслангирея Хохова, Григория Котаева, Бориса Санакоева, Василия Кокоева, Георгия Догузова, Шамиля Дзасохова, Азанбека Джанаева и др. Произведения этих мастеров отчетливо и осознанно продолжают лучшие традиции прошлого» (газета «Вечерний Тбилиси»).
Фильм имел грандиозный успех не только в Южной Осетии и Грузии, но и далеко за пределами Кавказа. Об этом свидетельствует одно из писем, присланное директором крупнейшего харьковского кинотеатра И. Тончим: «Уважаемый Владимир Егорович, Ваш документальный фильм «Искусство, рожденное в горах» в течение двух недель с огромным успехом демонстрировался на экране нашего кинотеатра. Фильм показывали также в кинотеатре «Москва». Ваш фильм посмотрели более 800 тысяч зрителей. Много зрителей откликнулись на Вашу ленту. Они справедливо отметили большое художественное достоинство фильма...».
«В 1988 г. Владимир Егорович снял фильм, посвящённый жизни и деятельности Василия Ивановича Абаева, выдающегося советского ученого, филолога-исследователя осетинского языка, истории и культуры, всемирно известного лингвиста. За пятитомный «Историко-этимологический словарь осетинского языка» – уникальное явление в мировой лингвистике, Васо Абаев удостоен Государственной премии СССР. А ранее он стал первым лауреатом премии имени Каста Хетагурова, учрежденной в Республике Северная Осетин-Алания.
Внимания достойна каждая работа Владимира Валиева, поскольку за каждой съемкой, за каждым сценарием стоит огромный невидимый титанический труд. И восприятие его фильмов зрителем отображено в публикациях того времени. К примеру, лента к юбилею известно ученого Васо Абаева. «Фильм начинается показом родного села Васо Абаева – Коб. Показан дом, в котором жили его отец, мать, три брата и две сестры, а также святые места Кобы Уастырджы, Атынаг-дзуары бон… Васо стоит на фоне своих бесчисленных трудов, воплощенных в книги. Он встречает делегацию Юго-Осетинской интеллигенции: Нафи Джусойты, Владимира Гаглойты, Людвига Чибирова, Григория Котаева, Бориса Багаева, Алексея Маргиева. По всему видно, что он рад гостям из Южной Осетии, душа его согрета их вниманием. Каждый из гостей что-то дарит ему на память, но юбиляра особенно привлекает портрет, написанный Григорием Котаевым. Он рассматривает его, потом передает супруге Ксении Григорьевне. На лицах хозяев и гостей сияет радость. Васо с каждым из гостей обменялся приветствием и благодарит за внимание и подарки... Зара Абаева с двумя девушками в национальной одежде занесла пироги из сыра. Вокруг стола сидят гости. Хозяин затягивает песню, её все подхватывают. Под звуки песни мелькает панорама кавказских гор... Фильм продолжается, и продолжается титанический труд ученого. Василий Иванович сидит за рабочим столам и трудится, он весь в раздумьях, как вершина над облаками (газета «Южная Осетия»).
Другой пример. «Еще большую популярность завоевал фильм В. Валишвили «Новая Сванетия» (автор сценария А. Геловани, оператор Б. Крепе). На экране проплывают величественные вершины Сванетии. Бурлит и пенится «главная улица Сванетии» – свирепая и своенравная река Ингури. Но пришел человек и покорил ее, заставил служить себе... Очередной раз, в этом фильме, маститый кинорежиссёр Валишвили безоговорочно проявил огромный талант режиссёра и неповторимое творческое мастерство. Авторы этого фильма рассказали не только о сегодняшнем дне этого прекрасного уголка Грузии, но и о его прошлом, красочно передав обновленное лицо Сванетии. Показали те большие преобразования, которые полностью изменили условия жизни в этой горной стране» (газета «Новинки экрана»).
После выхода фильма в дом Валиева пришли старейшины из Верхней Сванетии, загруженные всевозможными дарами, среди которых был и баран на привязи. Они пришли поблагодарить режиссёра за работу, которая потрясла их: «Много раз, – говорили они, – к нам приезжали снимать кино, но никто не снимал его для нас. А Вы, Ладо, сняли настоящее сванское кино. Мы знаем, что вы осетин, и мы ценим и помним от своих предков дружбу с осетинами. Тем более нам приятно, что Вы создали для нас такой прекрасный фильм».
Подобных примеров множество. При этом следует добавить, что, скажем, сценарий к фильму «Махарбек Туганов» написал сын Владимира Валишвили – Алан Владимирович Валиев. Несмотря на то, что Алан едва знал осетинский язык, он был истинным патриотом Осетии. Как и отец, он работал режиссёром и сценаристом на грузинской киностудии и телевидении. И, не имея специального образования, он, тем не менее, был востребованным специалистом, со своим видением кадра. На его счету десятки сценариев и документальных лент, но внезапная болезнь и смерть прервали его карьеру.
Тернистый путь в киноискусстве
Исследуя жизнь и творчество Владимира Валиева, невольно просматривается параллель с судьбой Коста Левановича Хетагурова. Оба посвятили свои жизни служению и прославлению своего народа, своей Родины и хотя, как в свое время писал сам Коста Хетагуров: «осетины, по долгу службы... не живут в своих аулах, они всё-таки оказывают огромную материальную, а главное, моральную поддержку своей Родине, много содействуют укреплению доверия к осетинам и усилению к ним симпатий и уважения смежных с ними народов и племен».
Дипломы, грамоты, награды, для их перечисления можно выделить отдельную главу, но для Владимира Валиева наиболее дорогим и значимым было отношение народа. Особенно это проявлялось в последние годы жизни. Он всё чаще задумывался о пройденном пути и говорил иногда пословицами, ибо они отображали его духовное состояние: «Только с пользой прожитая жизнь долга» или «Человек счастлив там, где ему верят, где его любили»...
В 1989 году группа деятелей искусства обратилась с ходатайством в Комиссию Совета Министров СОАССР по Государственным премиям им. К.Л. Хетагурова о номинации Заслуженного деятеля искусств ГССР кинорежиссера В.Е. Валиева (Валишвили) на вышеуказанную премию за многолетний труд в киноискусстве. Но ходатайство затерялось где-то в структурах комиссии... Вряд ли кто-нибудь в мире из числа лауреатов Венецианского кинофестиваля мечтал о премии Коста Хетагурова, и если даже ему её вручат, то он воспримет её как проявление банального уважения. Что же касается Владимира Егоровича то, зная, что его дни сочтены, он ждал эту премию как нечто самое важное, как значимое событие в своей жизни. Как итог творческого и жизненного пути, как признание того, что всё сделанное им для Осетии, и во имя Осетии было не напрасным...
Творчество В.Е. Валиева в кинематографии впитало в себя все события жизни великой страны Советов и севера и юга Осетии. Он создал не только галерею образов тружеников и героев Осетии, но и оставил своим потомкам живой исторический отрезок в 65 лет, свою душу, свой талант, свои заветы... За свою творческую жизнь Владимир Валиев создал 10 полнометражных, 107 документальных фильмов, более 300 киножурналов, в которых с документальной правдивостью, публицистической остротой, поэтическим чувством... и любовью воспета его родная Осетия.
29 декабря 1992 года после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни «Летописец горного края», создатель киноистории Осетии в живых образах практически всего XXстолетия. Его смерть можно сравнить разве что со смертью Моцарта – лишь несколько родных и преданных его таланту коллег и друзей проводили его в последний путь. Его мечте – быть похороненным в земле предков – так и не было суждено сбыться. Но нельзя допустить, чтобы бесследно исчезло творческое наследие основоположника осетинской кинематографии, публициста, художника и летописца Осетии, внесшего неизмеримый вклад в сокровищницу мировой культуры.
В одном из последних писем к двоюродной сестре он спрашивал: «Зоя, напиши, что нового на моей Родине? Как жаль, что я не смогу больше приехать... но я счастлив, за всё, что создал об Осетии и осетинах»…
Газета «Республика». Приложение «Тысячелетие: судьбы, истории, личности»
Подготовлено по материалам Анатолия Леонтьева
Использованы фотографии из архива А. Леонтьева, Т. Кулухова, газеты «Республика»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.