Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-80).
В селении Гвиргвина стоял переполох, и повод для этого был существенный. В деревню из правления колхоза, что в соседнем Уелит, приехала целая бригада во главе с председателем. Обычно таких гостей встречали хлебом и солью, но в этот раз им были не рады. Председатель обходил дворы и требовал, чтобы каждая семья выделила для колхозного фонда по десять килограммов сыра в расчете на одну корову, имеющуюся в хозяйстве.
Причина – колхоз не успевал выполнить годовой план по сдаче сыра в правлении вот и решили дополнить недостачу добровольно-принудительным сбором у простых колхозников. Председатель понимал, что так просто народ свое добро не отдаст, поэтому пригрозил, что те, кто сыр не сдаст, тому запретят пасти скотины на выпасах. Так как земля во всей округе считалась колхозной, то люди посчитали эту угрозу вполне реальной и стали открывать кадушки с рассолом.
Но в одном из дворов случилась нестыковка. Молодая невестка категорически отказывалась отдавать плоды своего нелегкого труда. «И сыр вам не отдам и корову выгоню пастись. И ничего вы мне не сделаете!», – возмущалась женщина. Председатель же настаивал на своем, грозясь небесными и земными карами. Вскоре мужчина повысил голос. Тут же в перепалку вмешалась дворовая собака – в криках председателя колхоза ей послышалась угроза хозяйке. Пес бросился на незваных гостей и ухватил зубами штанину большого сельского начальника. Члены правления из его свиты не стали ждать своей очереди на укусы пса, и быстро забрались в кузов грузовика, на котором приехали в деревню. Через мгновение их примеру последовал и сам председатель.
Высунувшись в окно грузового автомобиля он с досадой выкрикнул, обращаясь к женщине: «Да кто ты и откуда такая злая!». Ответ последовал незамедлительно: «Кто-кто, я Тамар из селения Ерцо!». Спустя пару минут колхозный грузовик уже поднимался в гору – раздосадованный председатель колхоза больше не стал обходить другие дворы. Да и ходить по сельской улице в разорванной штанине было как-то несолидно.
«Эх, жаль Тамара, что председатель сперва не зашел к вам, тогда бы и наши сыры остались при нас», – сказал с улыбкой сосед Андруш, у которого колхозное руководство успело реквизировать сырные головки.
Решительность молодой женщины можно было понять. Она была родом из горной деревни, где главными плодами труда горцев были сыр и картофель. Это в равнинных селах было изобилие: пшеница и кукуруза, разнообразные овощи и фрукты. А в горах сыр был валютой, и просто так его отдавать за спасибо там не привыкли.
Впрочем, в горных колхозах была и другая специфика. Если на равнине ежедневных забот было выше головы – пахота, сев, выпас скота, прополка, заготовка сена и дров – то в горах из этого списка были только три последних пункта. Зерновые в горах вызревали не очень, поэтому их не высаживали в больших масштабах. Коровы и быки паслись свободно без пастуха, утром скотину выгоняли их хлевов, а вечером она возвращалась обратно. Ну, кроме тех случаев, когда она становилась жертвой хищников или забредала в глухи дебри. А вот сенокос был действительно важным делом для горцев – крупного рогатого скота, в отличие от равнин, в их хозяйствах было много. Поэтому и сено приходилось заготавливать в значительном количестве.
Вот и сейчас косари прилегли на пригорке в тени раскидистого ореха передохнуть в летний зной, это были колхозники селения Котанто. Коллективное хозяйство села называлось «Хурзæрин» (Заря), поэтому сельские балагуры подмечали, что по причине такого названия им приходится работать от зари до зари.
Бязров Сиби смотрел через бинокль на проходящую в низине дорогу в сторону Кударского ущелья. Оптика была немецкая – бинокль в качестве трофея привез его отец еще с Первой мировой войны. Внизу, мимо селения Кемулта, в гору поднимался всадник. «Хугаев Мурту, видимо, в Цхинвале после базара зашел в столовую, потому и сидит на лошади перекособочившись. Ничего, лошадь у него справная, довезет», – сказал Сиби, подкручивая окуляры. «Свиньи залезли в огород к Замире, ворошат кусты картошки. Значит, вечером будет крик да гам на все село», – сделал ожидаемый вывод мужчина и снова перевел бинокль на дорогу.
А вон едет из Квайса кинопередвижка», – продолжал комментировать свои наблюдения горец. Двумя днями ранее автомобиль с передвижным кинопроектором был в их колхозе. Киномеханик Ахсар Гассиев показал сельчанам фильм про Ленина и Октябрьскую революцию.
Впрочем, рассуждения Сиби почти никто не слушал, горцы дремали, разлегшись на траве. Летний зной колыхался маревом над полем, лишь гудение мохнатого шмеля и вибрация крыльев стрекозы нарушали тишину.
Расслабляющую негу прервал голос вернувшегося из села Соломона Багаева: «Пора вставать, работа не ждет. Косы у вас заржавеют!». Взяв свою косу, прислоненную к ореховому дереву, он пошел к сенокосному участку. «И что ему неймется, вон солнце в самом зените, сгорим все!», – недовольно проворчал Нариман Бязров. «Старается отличиться, наверное, хочет стать председателем», – высказал свое предположение колхозник Захар Тедеев. Лежащий рядом Харитон, пережевывая травинку, заключил: «Больше всех в нашем колхозе работает лошадь Сардо Кабисова. Но, тем не менее, председателем она так и не стала…». Все рассмеялись, и нехотя стали подниматься…
В это время занятия в сельской школе подходили к концу, учительница начальных классов Тамара Джуссоева хотела завершить урок чем-то пафосным и вдохновляющим. «Пройдет время, детки, и мы все будем жить при коммунизме, когда от каждого будут требовать по его способностям, и каждому давать по его потребностям», – словами классика марксизма-ленинизма она пыталась объясняться с учениками. Но последние поняли все по-своему – наступит время, когда будет всего много, а работать будет не обязательно.
Р.Кулумбегов
(продолжение рубрики следует)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.