Иоганн Бларамберг: «Рассказ о крае, столь интересном во всех отношениях»

9-08-2023, 00:33, История [просмотров 690] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Иоганн Бларамберг: «Рассказ о крае, столь интересном во всех отношениях»Сведения об осетинах и Осетии эпохи седой старины стали известны широкому читателю во многом благодаря иностранным ученым и путешественникам. Среди них: немецкий исследователь на русской службе И. Гюльдештедт, прусский чиновник, писатель и исследователь А. Гакстгаузен, ученый В. Пфафф,офицер российской императорской армии А.Штедер, немецкий путешественник и ботаник Г. Кох... В меньшей степени используются свидетельства другого исследователя Кавказа Ивана (Иоганна) Бларамберга. Вместе с тем у него есть много любопытных фактов об Осетии и осетинах.

 

Иван (немецкое имя Иоганн) Бларамберг был из числа русских немцев на русской службе. Судьба его занесла в Россию из Франкфурта-на-Майне (Германия) в 1823 году. Здесь он, проживая у немецких родственников, изучает русский язык и историю, и через год переходит в российское подданство. На службе Российской империи он занимает много важных должностей, дослужившись до звания генерал-лейтенанта в должности руководителя Корпуса военных топографов.

Должности И.Бларамберга на российской службе преимущественно были связаны с картографией. К примеру, он участвовал в составлении новой карты Российской империи в связи с присоединением новых территорий на Кавказе. Ему было поручено выехать на место, и, наряду с топографией, описать жизнь народов, населяющих Кавказ. Итогом его двухлетнего исследования стал обширный труд «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа» (1834 г.). Здесь мы находим много интересных сведений о быте и нравах кавказских горцев, отдельная глава посвящена Осетии и ее населению.

В разделе об Осетии есть отдельное упоминание о южной ее части. Это, прежде всего, географическая локализация отдельных осетинских обществ Южной Осетии. В начале описания автор упоминает Кударское ущелье. «Жители этого района, называемые русскими «кударцы», занимают просторную долину Джоджоры, или Лети, от ее истоков до селения Часовали, или Кударо. Почва в этом округе плодородна, здесь выращивают пшеницу, ячмень, овес и кукурузу. Здесь много крупного рогатого скота и овец. Склоны гор между селениями Сагильзас (Саджилгас – прим.ред.) и Кевшельта (Чесельт) покрыты зарослями, среди которых много строевого леса. Поселения рассеяны вдоль Джоджоры и ее притоков. Дома каменные, с башнями… Кударцы очень беспокойны и устраивают мятежи при каждом удобном случае. В 1830 году во время экспедиции генерала Ренненкампфа в Осетию они приняли всех беженцев из Кешельты, которые, будучи преследуемыми русскими, нашли убежище только в этом районе».

Следующим идет описание Чесельтского ущелья, автор отмечает, что поселения здесь расположены на обоих берегах Пацы, начиная от ее истоков, находящихся у южного подножия горы Бурсамдзел. «Земли, пригодные для сельского хозяйства, занимают не очень много места; здесь сеют ячмень, рожь и немного пшеницы; скотоводство почти не развито. Производят грубое сукно и продают его в Карталинию или же жители района обменивают его на соль и холсты».

Отдельный абзац посвящен осетинам, населяющих долину рек Лиахва и Междуда. «Жители этого района занимают долины, орошаемые Большой и Малой Лиахвой и их притоками. Район граничит на юге с Карталинией, от которой частично отделен хребтом Накалакеви. Хребет Ларо (Раро) образует восточную границу района. Этот район – самый населенный в Осетии. Здесь насчитывается до ста селений, расположенных у Большой и Малой Лиахвы и их притоков». И.Бларамберг отмечает, что земля здесь довольно плодородна, и жители обменивают в Карталинию излишки своих продуктов на нужные им предметы.

Следующее описание связано с исторической областью Южной Осетии Урс-Туалта Дзауского района, которое он именует грузинским названием Магладолети (Магран-Двалети). «Район расположен в Кавказском высокогорье, именно здесь находится гора Цли (Тли), где берет начало один из рукавов Большой Лиахвы. Климат здесь суровый, земля каменистая и бесплодная, а жители известны своей склонностью к разбою. Селения округа расположены вдоль верховий Лиахвы и ее притоков…».

Рассказывая еще об одной области юга Осетии – ущелья Дзимыр – автор отмечает ее местоположение и достаточно критично относится к ее жителям. «Здесь находятся верховья Ксаны (р.Ксан), вытекающей из озера с таким же названием. Как и в предыдущем округе, земля здесь не очень плодородна и вздыбилась горами …Жители – разбойники». Здесь необходимо объяснить предвзятость И.Бларамберга, который часто причисляет горцев-осетин к разбойникам. Для него, имперского чиновника, все, кто отказывался платить подати или противился закабалению местной администрацией, представлялся злостным нарушителем законов империи.

Интерес представляет описание местностей, которые И.Бларамберг относит к вышеописанным юго-осетинским обществам – это Гудское (Кудское) ущелье и Тырсыгом. «Район Куд и Гудови. Район расположен к северу от предыдущего и отделен от него цепью гор. Между этой цепью и Кавказским массивом расположены верховья реки Арагви, берущей начало в этом районе. Климат здесь суровый из-за соседства снежного Кавказского хребта, земля бесплодна. Основные селения, расположенные в долине Верх-ней Арагви: Эрето, Гула и Гана (Ганис)».

Об ущелье Турсо (Тырсыгом) автор говорит следующее: «Район расположен между сторожевым постом Коби, снежной цепью Кавказа, отрогом Мкинвари и горами Рес и Цли, откуда течет Терек. Земля здесь полностью лишена леса, но плодородна и богата тучными пастбищами, вот почему жители активно занимаются земледелием и скотоводством, извлекая из этого большую выгоду. Жители района подчиняются управляющему горскими народами, живущими по обе стороны от Большой грузинской военной дороги, и спокойно живут у себя». Жителей современной Северной Осетии автор относит к отдельной группе.

Интересный факт. В эпоху И.Бларамберга население Джерахского ущелья (Ингушетия) еще считалось осетинским. «Джерахи, которые по происхождению являются осетинами, отделились в отдаленную эпоху от своих соотечественников в результате внутренних междоусобиц, которые имели место в этих землях, и поселились за Тереком… они говорят на осетинском диалекте с добавлением кистинских слов, но они понимают также и ингушей, в окружении которых живут».

Еще одно наблюдение автора связано с жителями ущелья Гудамкаро современной Грузии, которых он также относит к осетинам. «Их жилища – из камня и дерева. Питаются они травами, молоком, сыром, бараньим мясом, ячменными, пшенными или овсяными чуреками; большую часть зерна они покупают у грузин и других своих соседей, поскольку их земля бесплодна и не родит зерна, достаточного для их нужд. Народонаселение достигает двух тысяч душ, из которых – 300 воинов. Они исповедуют христианскую религию, говорят на грузинском диалекте, смешанном с множеством осетинских слов».

Как видим, процесс ассимиляции осетин ущелий Джерах и Гудамкаро, начавшийся в эпоху И.Бларамберга, завершился в новое время. Сегодня население этих регионов уже считает себя ингушами и грузинами соответственно.

В своем исследовании автор описывает внешность осетин, их язык, рассматривает хозяйственные занятия, институт брака, религиозные воззрения, погребальные обычаи, социальное расслоение общества. Особо автор отмечает гостеприимство у осетин, возведенное ими в культ. «Когда чужой человек приезжает в дом осетина, тот торопится заколоть овцу, готовит ее и подает целиком: из мясной части делают шашлык, угощают гостя пивом собственного изготовления; обычно сами хозяева и подают ею. Осетин пожертвовал бы всем, чтобы защитить своего гостя, и чтобы отомстить за нанесенное ему оскорбление; он бы не успокоился до тех пор, пока не убил бы его убийцу», – пишет И.Бларамберг.

Есть у него сведения и по взрослому населению нагорной полосы Южной Осетии, опирающиеся на данные учета штаба Отдельного Кавказского корпуса (1833 г.) – 33450 человек. Это без учета равнинной части Южной Осетии. Хотя сам же автор полагает, что число жителей превышает 40 тыс человек.

В своем труде И.Бларамберг приводит расчеты по определению количества воинов, которые могут выставить горские общества Осетии. «Если считать, что на восемь человек населения приходится один воин, то можно подсчитать размер военных сил, которые может выставить Осетия; он составляет пять тысяч человек, большая часть которых – пехотинцы», – приводит автор методику подсчета военного потенциала горного края.

Автор отмечает смелость осетин в бою и благородство в отношении пленников: «Осетины плохо обращаются со своими пленными лишь тогда, когда те пытаются сбежать, а в остальных случаях их рассматривают как членов семьи».

Таким образом, в труде И.Бларамберга «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа» представлены сведения обо всех сторонах жизни осетин, населяющих горную часть Осетии в первой половине XIX веке.

 

Подготовил Коцты Х.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Популярно