Южная Осетия. Хроника повседневности

26-06-2023, 15:34, История [просмотров 434] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Южная Осетия. Хроника повседневностиИстория нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-50).

 

Несмотря на пасмурную погоду, во дворе двухэтажного дома, сверкающего свежей штукатуркой стен, было многолюдно. Игралоркестр, на трибуне, убранной кумачом, стояли руководители Юго-Осетинской автономной области, представители общественности. Абрам Линецкий, руководитель Всегрузинского еврейского комитета бедноты (Евкомбед), завершал свое выступление: «Дорогие друзья, сегодня представители еврейского населения города Сталинир получат ключи от новых квартир. Советская власть заботится о своих гражданах, вне зависимости от национальности. Ура, товарищи!». Аплодисменты слились с грохотом оркестра.

Многоквартирный дом был построен в столице юго-осетинской автономии в 1936 году на средства Евкомбеда. Эта организация была создана для вовлечения евреев Грузии в советское сообщество. В этом деле на первое место ставилась цель привлечь представителей народа в промышленность. А культурно-просветительская деятельность Евкомбеда должна была способствовать разрушению религиозно-общинных традиций грузинского еврейства и насаждению так называемой еврейской советской культуры.

Для того чтобы легче было достичь этих целей, власти через партийных функционеров еврейской национальности проводили политику децентрализации еврейских сообществ в городах Грузинской ССР. В городе Сталинире (Цхинвале) местом компактного расселения народа была часть Старого города, т.н. «Еврейский квартал». А дом для еврейской бедноты специально построили далеко от квартала в застраиваемой западной части города. Строительство велось в районе, где проживало преимущественно русское и осетинское население.

Завершив официальную часть мероприятия, руководство автономии и гости зашли в дом вместе со счастливыми обладателями ордеров на квартиры. Уже с вечера началось переселение из Еврейского квартала, люди перевозили свой нехитрый скарб. За хлопотами незаметно прошла неделя, и вот жители решили устроить себе праздник новоселья.

Из соседнего города Гори были приглашены музыканты – зурначи и шарманщик, которые, выгрузившись из фаэтона, без промедления приступили к музицированию. Сперва шарманщик закрутил свои мелодии, его сменяли зурначи, выдувавшие музыку своими дудкам-зурнами. Услышав музыку, из окон дома стали выглядывать жители, часть людей сразу же спустилась во двор. Начались танцы с песнями. Вскоре уже весь дом участвовал в праздничном действе.

Всем руководил Бенцкоп Ботерашвили, приехавший специально из города Кулаши, что в Западной Грузии. Он со своей супругой решил проведать родственников, получивших в доме квартиру.

Праздник становился все веселее. Было видно, что мужчины провели основательную дегустацию спиртных напитков в квартирах, где были накрыты столы. Лихо выплясывая, они подхватывали друг друга под руки, или, выделывая кренделя, распахивали борта своих пиджаков. Мелодия шарманки сливалась с громким скрипом смазанных касторкой сапог.

В самый разгар праздника Циля Крихели вынесла в большом коробе сладости. Ее выход стал сигналом для еврейской детворы. До этого момента мальчишки и девчонки, пришедшие из Старого города, сидели в сторонке и лишь с интересом наблюдали за весельем взрослых. Но как только детишки увидели гору печенья-ругелаха, то стайкой влетели в самую гущу праздничной толпы. Сладости на лотке были моментально разобраны, но женщину это только обрадовало. Она тут же вернулась в дом за новой порцией выпечки.

На звуки веселья стали подходить и соседи: осетины, грузины, армяне и русские. Постепенно праздничный настрой передался и им, люди стали хлопать в такт музыки, а кое-кто и пританцовывать.

Процесс интеграции еврейских общин в зарождавшееся советское сообщество шел непросто, хотя, казалось бы, идеологи новой власти сами должны были прекрасно понимать душу еврейского народа. Но на периферии Советского Союза консерватизм был чрезвычайно силен, не спешили меняться и цхинвальские евреи.

В 1924 году в автономной области, как и по всей Стране Советов, разворачивается процесс организации ячеек Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. В Южной Осетии с составом членов новой организации были свои особенности. Так, из общего числа в 1688 комсомольцев юга Осетии грузин в составе комсомола было 158 человек, армян – 20, русских – 4. И ни одного еврея.

Вскоре власти решили серьезно взяться за «перековку» еврейского населения столицы автономии. В 1927 году в Цхинвале прошла VIII Областная партконференция. Среди прочих вопросов разговор шел и о привлечении евреев – жителей города к общественной работе. «А то они только занимаются торговлей», – отмечал один из докладчиков.

Время спустя синагоги были закрыты, в одной из них устроили Еврейский клуб, была организована отдельная школа для еврейских детей, при учебном заведении создан оркестр духовых инструментов. Со временем среди молодежи появились и первые комсомольцы. На одном из комсомольских собраний молодая активистка Лиля Манашерова пела со сцены:

 

Я‚ еврейка молодая‚

Знала много зла‚

Раньше бегала босая‚

Нищая была.

А теперь я в Евкомбеде

Строю и учусь‚

К окончательной победе

Партии стремлюсь...

 

Р.Кулумбегов

(продолжение следует)

Фото из фондов Музея антропологии и этнографии Российской академии наук (РАН)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно