Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Аль-Масуди, арабский историк и географ (945 год):
«Между царством аланов и Кавказом есть так называемый Замок Аланских ворот и мост на большой реке (Терек – ред.). Эта твердыня была построена персидским царем Исбандийаром Биштасфом, который оставил там гарнизон, чтобы препятствовать аланам проходить на Кавказ. Нет никакой другой дороги для них, кроме как через мост под замком; стоящий на твердой скале замок невозможно захватить и нет способа войти в него иначе как с согласия ее гарнизона; кроме того, источник пресной воды, сбегая с вершины скалы, выходит в середине замка.
С тех пор как правитель Маслама Абд ал-Малик пришел в эту страну и покорил ее народ, это место охраняется арабским гарнизоном, которому доставляется провиант из тифлисского пограничья, до которого пять дней пути среди неверных. Однако, даже если бы всего один человек был поставлен в этом замке, он мог бы преградить путь всем царям неверных, ибо замок как бы висит в воздухе, и господствует над дорогой, мостом и рекой.
…Правитель аланов – могущественный, очень сильный и влиятельный среди царей, может выставить 30 000 всадников. Его владения состоят из беспрерывного ряда поселений, расположенных настолько близко друг к другу, что если кричат петухи, то они откликаются друг другу от одной стороны царства до другой».
П.Вышеславцев, российский путешественник (1847 год):
«Природа приготовила не бедное наследство потомкам настоящих осетин, если потомки эти будут уметь пользоваться этим богатством. Горы, ущелья, покатость гор и небольшие возвышенные равнины, занимаемые осетинами, при всей суровости своего климата удовлетворяют все нужды жителей.
Одно богатство леса, поточных вод на-долго обеспечит осетин во всех их нуждах. Доставка леса с гор весьма затруднительна, но выгода сбыта преодолевают всякую трудность. Возвышенные горные долины Осетии производят хлеба средней полосы России, и только тесное неудобное заселение края осетинами заставляет некоторых из них покупать хлеб у соседей или выменивать его на свои изделия. Эти же долины и покатости гор производят богатые травы и питают скот, главное теперь богатство бедных жителей. Природа, ограничив поле осетина непроходимыми горами и скалами и отняв у него надежду, располагать свое благосостояние единственно в хлебопашестве, заставляет его стараться разводить скот, преимущественно овец, которые круглый год пасутся в горах и долинах: выделывать сыр, сукно, бурки, войлок, ковры. Природа дала ему также богатство царства ископаемого – горно-камен-ных пород и металлов – теперь покамест богатство мертвое, закрытый клад. Но дух промышленности, ремесел и торговли должен родиться в Осетии при первых благоприятствующих обстоятельствах.
И.Беридзе, сотрудник газеты «Кавказ» (1856 год):
«Был устроен праздник по случаю взятия русскими войсками у турков крепости Карс… Изо всех ущелий стеклись осетинские старшины в укрепления Джавы под сенью развевающихся знамен и значков с изображением святого Креста и святого великомученика Георгия. С песнями «Хорз рака, Вашкирки» и «Эльдари чопа» они выехали в укрепления Джавы, откуда 29-го ноября все они под предводительством управляющего осетинским округом отправились кавалькадою в праздничных платьях и при полном вооружении в храм Божий для принесения молитвы Господу за успех русского оружия. Местный благочинный по просьбе всего осетинского общества служил в этот день литургию. Когда они приблизились к Джавской крепости, часть гарнизонного взвода, выстроенная на этот случай по распоряжению заведовавшего укреплением, отдала им честь.
Ненастная погода этого дня не могла помешать торжеству; хотя с самого утра небо было облачно, порывистый холодный ветер нагнал со всех сторон холодные тучи, а под конец начал выпадать снег, но при всем том праздник продолжался и кончился своим чередом; местное начальство распорядилось перевести пировавших осетин в казарму Джавской крепости. Здесь они устроили обед, на который были приглашены управляющий округом и многие почетные лица, бывшие в то время в Джаве.
К концу обеда сама природа, как бы сочувствуя восторгу своих полудиких сынов, улыбнулась: солнце выглянуло и погода прояснилась. Пирующие, встав из-за стола, вышли на поляну и, несмотря на стужу и зимний холод, открыли скачку на борзых конях, сопровождая джигитовку многочисленными выстрелами…».
А.Персаев, военный корреспондент (1906 год):
«Ахалгори (Новый Гори), по свидетельству историков, основан в III веке до Р.Х., при грузинском царе Саурмаге I. Ахалгори прежде значился городом и был резиденциею ксанских эриставов. Теперь это село… и служит местопребыванием ксанского пристава и старшины семи соединенных сельских обществ, а также центром врачебной части уезда. Существуют приемный покой и одноклассное министерское училище.
Село это небольшое, около 130 дворов. Жители занимаются исключительно торговлею и ради удовольствия виноградарством. Дома на маленькой площади скучены в беспорядке. Улицы кривы и узки, в сухое время наполнены сором, а в дождливое – грязью. Наряду с двухэтажными домами чернеют одноэтажные с плоскими крышами. К селу примыкают роскошные фруктовые и виноградные сады.
В полуверсте от села протекает горная быстрая река Ксани, которая берет начало близ Кавказских гор из Жамурского озера. Материальное благосостояние жителей растет постепенно. Продукция от нескольких десятков тысяч овец, пасущихся летом на обширных пастбищах ксанских и соседних с ними гор – сыр. Шерсть и масло – закупаются прямо от пастухов ахалгорцами. Промышляют еще собиранием персидской ромашки, в особенности с тех пор, когда в Тифлисе цена на персидский порошок повысилась. Шерсть ахалгорцы последние два года отправляют на десятки тысяч рублей прямо в Персию на выделку ковров… К сожалению, ростовщичество здесь так развито, как нигде.
Хотя в Ахалгори есть проточные источники и около села протекает мельничная канава, но в дождливое время и зимою чувствуется недостаток в чистой и здоровой воде. 12-16 лет назад задумали было провести из села Пичнари воду, и работы были начаты, но из этого ничего не вышло».
Ведущий рубрики
Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.