Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий
вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических
пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей:
рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и
жизненные свершения. Обо всем этом в нашей
рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в
№1-38).
15 мая 1952 года к государственным наградам были представлены руководители школ и учителя Южной Осетии. Орденом Ленина награждены учительница средней школы пос. Дзау Е.Волякина и преподаватель Гуфтинской школы В.Цховребова, орден «Знак Почета» получила учительница Сталинирской 2-й мужской школы О.Кулаева, медалью «За трудовое отличие» награждены учительница начальной школы с.Монастер Ленингорского района О. Алборова, учительница средней школы с.Икорта Л.Челидзе, учительница средней школы с. Джер К.Кулумбегова, учительница школы с. Хеит Т.Табатадзе.
Церемония награждения состоялась в зале Облисполкома. Было много выступлений, каждое из которых заканчивалось выражением благодарности в адрес товарища Сталина. Иногда, правда, в общем хоре славословий звучали и фамилии местных руководителей – партийного босса Акакия Имнадзе и председателя Областного совета Ильи Кулухова.
После того как мероприятие завершилось, участники торжественного собрания стали расходиться. Учителя из сел стали спешить, время было послеобеденное, а дорога для большинства из них дальней. Но выехать скоро не получилось. Группа городских учителей решила отметить награждение своих коллег небольшим застольем. Все попытки сельчан отказаться под предлогом того, что им пора было ехать домой, были пресечены. «Останетесь ночевать у нас в Сталинире!», – был вынесен категоричный вердикт.
Гостеприимными хозяевами выступили педагоги городской школы №2. Было решено устроить застолье в школьной столовой. Молодые учителя были посланы обойти городские магазины в поисках нехитрой снеди, кто-то поспешил домой, чтобы забрать домашние разносолы, а учитель Федр Парастаев с парой коллег направился в «винную точку», чтобы прикупить хорошего вина.
По дороге было решено заглянуть и в табачный магазин, который располагался на виду Облисполкома на стыке ул.13 коммунаров и городского бульвара. На двери торгового заведения красовалась табличка «Грузтабак». Мужчины зашли в магазин. За прилавком скучал продавец Гоги и появление покупателей оторвало его от дремы. После традиционных приветствий мужчины стали рассматривать полки, высившиеся за спиной продавца. На деревянных стеллажах расположилиськоробки с табаком и папиросы. Несколько контрастом выглядели висевшие там же на продажу модные замшевые туфли.
«Нам две пачки «Беломора» и одну пачку «Герцеговина флор», – сказал Парастаев, доставая из кармана деньги. «Так, две пачки «Беломора» – шестьдесят копеек, «Герцеговина флор» – восемьдесят копеек», – быстро посчитал продавец. И тут же спросил: «Духи надо?!». Покупатель сделал отрицательный жест рукой. В то время была традиция капнуть в пачку с папиросами несколько капель духов, что придавало непритязательному советскому табаку приятный аромат. Но дорогой табак «Герцоговина флор», который курил сам Иосиф Сталин, таких добавок не требовал. Вкус можно было описать мягким, но крепким. Аромат душистый, сладковато-пряный.
Мужчины в магазине долго не задержались, и вскоре уже были у дверей питейного заведения – «винной точки». Тем более, что идти было недалеко. В то время в городе было открыто с полусотни таких заведений, где колхозы автономной области, выращивавшие виноград и производившие столовые вина, реализовывали свою продукцию.
Среди городских сомелье наибольшей популярностью пользовалось питейное заведение Лео Бестаева, расположенное в квартале Богири. В небольшом полутемном зале стоял гул голосов. Только что определился победитель пари – кто выпьет больше всего вина. В споре участвовало несколько мужчин, известных своим умением выпивать и закусывать. Но Сандро Бестаев оказался вне конкуренции – он смог осушить 28 полулитровых металлических кружек. Конечно же, это он сделал не за раз, а на протяжении часа, ведь участники пари выпивали вино по очереди, не забывая закусывать. Каждая выпитая кружка при этом сопровождалась одобрительными возгласами групп поддержки.
«Тоже мне, нашли чем хвастать, пьют из обыкновенной кружки. А вот Павел Джиоев мог пить из горды!», – владелец питейного заведения Лео Бестаев высказал свой скепсис, когда его однофамилец Сандро осушил десятую по счету кружку. Горда – так называлась большая глубокая деревянная миска.
Несмотря на то, что в зависимости от количества выпитого вина росли доходы его заведения, Лео не любил подобных попоек. Впрочем, такие события были редкостью, «винные точки» не были предназначены для длительных возлияний. В заведении специально не ставили скамеек и стульев – люди выпивали стоя. На столах с высокими ножками была лишь легкая закуска: черный хлеб, зелень и соленья. Люди сюда приходили в обед или после работы и пропускали кружку-другую. Но в этот раз случился спор.
Федор Парастаев со спутниками спустился в зал, где было шумно и накурено, и тут же мужчина оказался в центре внимания. Раздались веселые возгласы. С Федором Парастаевым все стали здороваться, называя его вторым именем – Тотыр. «Раскъæр ма, Тотыр дæ трамвай!» – пропел один из посетителей. В его напеве был призыв к Тотыру проехаться на трамвае.
Дело в том, что во время одного из выступлений на городском собрании Парастаев, расписывая перспективы советской власти, сказал, что наступит время, и в столице Южной Осетии будут ходить трамваи. А в те годы и простые автобусы в городе были еще в редкость. «Конечно же, в Сталинире будут и трамваи, и троллейбусы, а из крана во дворах будет течь красное вино», – парировал с улыбкой Федор Парастаев. «Дожить бы до этого счастливого времени», – мечтательно сказал один из находящихся в питейном заведении…
Роберт Кулумбегов
(продолжение следует)
Фото с сайта «Был такой город Сталинир»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.