Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-3).
«Все, больше у Митуши нет будильника!» – воскликнул Сандро, сосед Митуши Джиоева. Тот только что на его глазах отрубил голову своему красному петуху. Птица была известна на всю округу мелодичным пением, но вот незадача – все последнее время петух кукарекал в полдень. Хотя традиционным периодом для пения домашнего вестника являлись ночь или раннее утро. Это несоответствие по времени, согласно поверьям, могло накликать несчастье на семью. Отсюда вытекало единственно верное, по мнению сельчан, решение – секир башка! Что Митуша и сделал, вопреки протестам своей супруги Бабале, считавшей своего петушка незаменимым в деле воспроизводства птичьего поголовья.
На протяжении всей истории человечества у людей сложилось особое отношение к домашним животным. Вот возьмем, например, петухов и кур. Казалось бы, нет более примитивной домашней живности, чем эти птицы. Но это, конечно же, не так! Те же петухи для человека являются живым будильником. У осетин, как и у многих других народов, есть три периода ночного времени суток, которые определяются по кукареканью петуха. «Фыццаг кæркуасæнтæ» (букв. первый крик птицы) – время около часа ночи, второй временной сигнал – «дыккаг кæр-куасæнтæ» – около двух часов ночи, и, наконец, третий период – «æртыккаг кæркуасæнтæ», – петухи возвещали около 4 утра. И в каждый из этих периодов начинался тот или иной вид деятельности: сборы в дальнюю дорогу, замешивание теста, дойка коров, приготовление сыра, приготовление завтрака…
Кроме того, домашняя птица – петухи и куры – были часто элементом сакральных действий. Так, в Осетии под Старый новый год проводят обряд задабривания темных сил. В первую очередь Бынатыхицау (покровитель дома), близкого аналога славянского Домового. В его честь режут петуха или черную курицу, выпекают пироги. Обряд проводится в ночь со вторника на среду. На стол ставят кушанья, главным из которых является вареная птица. Старший мужчина в семье произносит молитву в честь Бынатыхицау, после этого домочадцы выходят во двор. По поверью, этим моментом и пользуется патрон дома, чтобы отведать приготовленные в его честь яства.
Как-то в семье Бестаевых была молодая невестка-армянка. Девушка раньше жила в Сочи и не имела представления о подобных обрядах. Она не преминула высказать свою иронию относительно этих предрассудков и суеверий. Еще больше невестка стала иронизировать, когда ей объяснили, что в этот момент Бынатыхицау пробует кушанья. Верила или не верила невестка, но во двор с остальными членами семьи все же вышла.
В это время две молодые девушки, сестры ее мужа решили проучить «Фому-неверю» в юбке. Они забрались через открытое окно с заднего двора в комнату, надкусили пирогов и оторвали ножку у вареной курицы. И тем же путем быстро вернулись обратно. В это время домочадцы уже заходили в дом. Каково же было удивление членов семьи, когда они зашли в столовую и увидели, что кто-то пробовал кушанья. «А ты не верила, что домовой приходит попробовать пирогов и мясо курицы!» – заметила одна из золовок, обращаясь к невестке. На ту этот факт произвел такое впечатление, что ее несколько ночей мучили кошмары. Ей все время казалось, что домовой каждую ночь стоит возле ее изголовья. Через месяц она упросила своего супруга переехать жить в другое место…
Разведением домашней птицы в Южной Осетии в основном занимались на частных подворьях. На заре Советской власти, когда стали создаваться специализированные хозяйства, в Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) предприняли попытку организовать птицеферму. Но затея окончилась полным фиаско. Птичий совхоз – был и такой – около года проработал на окраине Цхинвала. Однако из 4 тысяч цыплят по причине неумелого ухода и эпизоотии «выросло» всего… 70 кур. Впрочем, это и не удивительно, так как хозяйством руководил птицевод-любитель.
В мае 1973 года началось строительство птицефабрики у селения Хеит Цхинвальского района, предполагалось возвести комплекс, рассчитанный на содержание 50 тысяч кур. В год здесь должно было производиться 250 тонн мяса птицы и 11,5 млн яиц.
Прошло два года и птицефабрика (какие амбиции в названии!) была сдана в эксплуатацию. Правда, реальность оказалась несколько иной. Заявленного количества несушек и, тем более, яиц, произведено не было. А те курицы, которые выращивались в хозяйстве, не выделялись ни упитанностью, ни вкусом, ни даже внешним видом. Особенно зловеще они выглядели на прилавках – тушки кур отличались необычайной худобой и синим цветом. По этой причине в народе их прозвали «курами из концлагеря».
Куда интереснее по фактуре были куры частников. В 1958 году в нескольких хозяйствах сел Дзимырского ущелья Ленингорского района сотрудники управления сельского хозяйства ЮОАО обнаружили редкий вид домашней птицы – пуховых кур. Одним из главных морфологических признаков этого вида является густой пуховый покров всего туловища. При этом пух рос так густо, что его можно было стричь дважды в год – весной и осенью. Выход пуха с одной курицы в двапострига составлял 120-150 граммов. При этом, особенность строения перьев не позволял пуховым курам взлетать, как это могут делать обычные курицы.
Мясо птицы было красного цвета, и по вкусу оно напоминало мясо дичи. Так называемого «белого мяса», как у обычных кур, эти птицы не имели. Ученые, изучавшие эту породу в ЮОАО, пришли к предположению, что на территории Южной Осетии сохранился редкий вид домашней птицы, свидетельство эволюционного этапа в развитии домашних кур. Доклад о редкой находке в июне 1958 года был сделан в Институте морфологии животных Академии Наук СССР.
Р.Кулумбегов
(продолжение следует)
Фото из фондов Национального музея
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.