Южная Осетия. Хроника повседневности

5-12-2022, 14:26, История [просмотров 1585] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Южная Осетия. Хроника повседневностиИстория нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-91).

В селениях Шипран и Коб Дзауского ущелья царило оживление. Все жители, особенно мужского пола, были в предвкушении грядущего застолья. Заканчивалась завершающая неделя празднования в честь покровителя Осетии небожителя Уастырджы – «Уастырджымæ кувæн къуыри». Всю прошедшую неделю жители южного Шипран шли в гости к жителям северного Шипран, после чего все вместе – в селение Коб. Затем были ответные визиты.

Времени на пиршества было много. К концу ноября скотина была уже в хлевах, сено на зиму заготовлено, зерно ссыпано в сапетки, картофель укрыт в ямах на приусадбенных участках. Сыр созревал в деревянных кадушках с рассолом… Зима в горах Осетии длится пять месяцев, а остальные семь месяцев становятся подготовкой к ней. Самая тяжелая работа – это заготовка сена. А у жителей селения Шипран эта работа тяжела вдвойне. Если в большинстве населенных пунктов Южной Осетии сенокосы расположены выше селений, то здесь они были ниже. Вот и приходилось горцам всю осень возить стога с сеном на верхотуру к своим домам. Запрягали вместе несколько арб в небольшие прицепы-звенья. Пока основная часть работников стоговала сено, несколько погонщиков вывозили корма к селам. И здесь необходимо было не делать долгих остановок, быки тут же начинали сжевывать сено со стоящей впереди арбы. Так же приходилось поднимать бревна в гору.

Работы на селе было много, была она тяжелая, и поэтому праздники, как время отдыха от трудов праведных всегда были в радость.

Неделей раньше, в ночь с понедельника на вторник, отмечалась так называемая «Ночь мужчин», когда за пиршественным столом собирались исключительно мужчины. Резали жертвенное животное, женщины пекли пироги с сыром, на стол щедро ставилась выпивка.

Ровно через неделю пиршество повторялось, в этот раз это были «проводы» праздника. В этот день на застолье у жителя селения Северный Шипран Бесо Качлаева собрались гости со всего ущелья: Газзаевы, Качлаевы, Гаглоевы, Хабаловы. Как всегда, напитки и угощенья у этого почтенного горца были особенные – вот ив этот разна столе у радушного хозяина были красное вино и осетрина.

Необходимо отметить, что виноградное вино было редкостью в горах Осетии, чтобы его приобрести надо было спускаться в долину. Но Бесо Качлаеву вино каждый год привозил его дальний родственник Гиго Лалиев, имевший редкую в те годы привилегию – личный автомобиль. А вот осетрина тогда не была в диковинку в Дзауском ущелье, по реке Большая Лиахва из Каспия каждую весну поднимался на нерест осетр. Ценную рыбу ловили и коптили на зиму.

Обычно в Осетии, когда отмечали большие религиозные праздники на стол не ставили не только свинину, но и мясо курицы и рыбу. Но в день проводов праздника в честь небожителя Уастырджы в Шипран для рыбы делали исключение. Вот и сейчас на всю длину стола лежал прокопченный осетр, отсвечиваюшийся жиром в свете керосиновой лампы.

Прошла череда основных тостов и настало время для бесед. Один из гостей Илуша, посмотрев в сторону соседней комнаты, где за отдельным столом сидели женщины, сказал: «Пройдет еще несколько лет, и женщины станут сидеть у нас по главе стола». Все хором возмутились. Но Илуша продолжил невозмутимо: «Да зачем далеко ходить за примером. Новая власть дала слишком много воли женщинам. Вон в селении Мугут нашего района открыли какой-то женский комитет. Теперь все женщины стали собираться в доме Гемсыра Козаева. Хорошо, если бы они там перебирали зерно или чистили шерсть, так нет же, все вечера проводят в праздных разговорах».

Тут же голос со стороны: «А куда же смотрит Гемсыр, он что, не хозяин в своем доме?!». Илуша рассмеялся: «А что Гемсыр, он взял и поколотил свою жену, та пожаловалась своим подружкам, на утро из района приехали активистки. Все они вместе нагрянули к Гемсыру домой и тому пришлось спасаться в соседний лес от гнева активисток сельского женского комитета, которые решили вступиться в за-щиту его супруги».

Участники мужского застолья возмущено зашумели. «Говорите тише, а то и наши женщины это услышат. Тогда они нас еще заставят самим пироги печь», – сыронизировал Бесо, сидящий во главе стола. Тут и другие гости стали сетовать на новые времена. «Неудивительно, что небеса наказывают нас. Вот в селе Ортеу сгорела школа, в Цхинвале – синагога, и загорелась еще фабрика, где делают стулья», – сказал Алекси Гаглоев. Последнее известие вызвало огорчение у всех сидящих за столом. «Хорошие делали стулья на фабрике. Их называют венскими, говорят, на таких в Вене сидел сам австрийский император», – прозвучал комментарий за столом.

Впрочем, на застолье отметили и добрые новшества, которые принесла советская власть. В начале 1926 года начала работать гидроэлектростанция на реке Лиахва в черте города Цхинвал. Электроэнергией от двух турбин подпитывались два производства – лесопильный завод и фабрика гнутой мебели. А после окончания рабочего дня свет подавался и в частный сектор. А еще в селения Рук и Едыс, что были выше по Дзаускому ущелью, провели телефон, многие жители села Шипран сами видели столбы с проводами, проходящими вдоль реки Лиахва. При этом в райцентре Дзау местные власти обещали провести телефон и в Шипранский сельсовет. Кто-то вдруг вспомнил, что летом в Южной Осетии проходили военные маневры. Все вдруг замолчали. «Не к добру это. Люди еще не забыли бои 1920 года. А тут опять пальба», – произнес задумчиво Бесо.

Действительно, в августе 1926 года в окрестностях Цхинвала в течение четырех дней проходили военные маневры Первой Кавказской дивизии. В учениях принимали участие до 10 000 человек, авиация и артиллерия. По городу были расклеены объявления о том, что будут вестись стрельбы и опасаться не надо: патроны будут холостыми. Впрочем, цхинвальцы и не думали бояться. Главной проблемой армейского командования стали не результаты стрельб и развертывание войск, а невозможность удержать людей, которые обязательно хотели оказаться на боевых позициях. После окончания военных учений войска провели в Цхинвале парад, а вечером в здании местного театра был дан торжественный концерт и устроен праздничный ужин в честь красных командиров...

 

Р.Кулумбегов

(продолжение следует)

Фото из архива Л.Касоева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Популярно