Из истории одной семьи Кударгома
Рассказ о тяжелой судьбе женщины, которая до конца жизни ждала возвращения мужа и своих троих сыновей
В простой крестьянской семье жителя Кударского ущелья Зассеева Кавдына, моего прапрадеда выросло четверо сыновей – Соско, Семен (Симона), Оба и Зура. Семья проживала в двухэтажном доме (первый этаж из камня известняка, второй из дерева, карагача) в селе Фæзыкау, в правобережной части поймы реки Стырдон. Летом они отгоняли стада крупного и мелкого рогатого скота на субальпийское пастбище в Фарджынкоме, где был построен деревянный дом из карагача и другие необходимые хозяйственные постройки и ограждения для загона скота и овец. А осенью, до начала праздничной недели в честь Уастырджы, пригоняли обратно в низовья весь скот.
Семья Кавдына держала до 50 голов крупного рогатого скота, до 70 голов овец и коз, трех коней, более 80 свиней и поросят. Несколько десятков кур, гусей, уток, более 50 ульев. Сеяли пшеницу, овес, ячмень, кукурузу, горох, фасоль, сажали картофель и все необходимые овощи. Жили довольно обеспеченно и самодостаточно. Покупали соль, сахар, необходимую одежду, оружие и инвентарь.
Глава семьи был очень строгим, требовательным и работящим человеком. Каждый член семьи уже под вечер знал свой фронт работы с рассветом следующего дня. Все находились у него под контролем, поэтому в хозяйстве всегда был порядок: вовремя успевали закончить все хозяйственные работы, запасались всем необходимым на зиму и со спокойной душой проводили холодные зимние дни. Так примерно жили и трудились от зари до зари все семьи Кударгома. Ну а когда братья повзрослели, то обзавелись семьями и стали жить раздельно.
Старший из братьев, Соско, с женой Багиан (Багаевой) вырастили сына и дочь. Сын Георгий в свою очередь вырастил троих сыновей – Вахтанга, Александра, Владимира и дочь Тамару. Все трое сыновей Георгия прошли войну. Все трое вернулись с фронта. Старший Вахтанг с тяжелыми ранениями ноги, с трудом ходил на костылях. А Александр и Владимир остались вРоссии, обзавелись там семьями. Дочь Тамара работала в Тбилиси, в милиции. Ушла в отставку в звании майора, была награждена правительственными наградами.
Другой брат, Оба, женился на Хъæцмæзон (Качмазовой) Мамиде из села Кевсельт, они вырастили семерых сыновей и троих дочерей. Старший сын Севасти (Аршак) прошел через все муки войны, побывал в плену, получил ранения, награжден четырьмя орденами и медалями. Два его брата, Сарди и Федр, пропали без вести в начале войны. Остальные сыновья были непризывного возраста.
Еще один сын Кавдына, Зура, с женой Козиан (Козаевой) вырастили двоих сыновей и дочь Замиру. Сам Зура сначала служил в царской армии, потом в Красной армии. Участник Первой мировой войны, Гражданской войны, принимал участие в освободительной войне Южной Осетии от грузинских националистов во время геноцида 1920 года. В 1921 году при наступлении отряда, в котором служило много выходцев из Кударгома, Зура был тяжело ранен в бою и потерял левую ногу. После демобилизации жил в селении Ногир. Умер в 1960 году. Старший сын Зура, Борис погиб на фронте в 1942 году.
Четвертый из братьев, мой прадед, Семен (Симона), женился на Къæбысон (Кабисовой) Олинке из села Сыхта Чесельтского ущелья. Они вырастили троих сыновей Баграта, Алексея и Виссариона (Беса) и дочь Сипор. Симона, как и его брат Зура, служил в царской армии. Был награжден двумя Георгиевскими крестами. Симон пропал без вести во время Первой мировой войны в 1914 году. Жена Симона Къæбысон работала целыми днями, чтобы прокормить и вырастить четверых детей. Старшему сыну, Баграту (моему деду) было тогда всего девять лет, младшему из детей, Виссариону, один год. Но семья постепенно снова окрепла, встали на ноги братья, снова завели большое хозяйство.
Страшная весть о начале Великой Отечественной войны мгновенно распространилась и по горным селам Кударгома. Первым из братьев летом в 1941 году добровольцем ушел на фронт младший Беса, студент последнего курса Цхинвальского пединститута отправился вместе с группой студентов и преподавателей института. После окончания Телавского пехотного училища и месячных курсов инструкторов истребителей танков, ему 15 мая 1942 года было присвоено воинское звание «лейтенант». Был назначен заместителем командира роты ПТР 221-го стрелкового полка 61-й стрелковой дивизии и направлен в распоряжение военного совета 46-й Армии. Служил инструктором в школе по подготовке новобранцев в Краснодарском крае. 20 мая 1943 года немецкие захватчики сбросили десант в тыл школы по подготовке новобранцев. Чтобы спасти более тысячи необученных, необстрелянных, невооруженных новобранцев, личный состав учебного подразделения по тревоге выдвинулся на уничтожение врага. В этом ожесточённом бою пал смертью храбрых молодой лейтенант Виссарион (Беса) Зассеев. Умер он на руках у земляка и сослуживца Реваза Асаева. Реваз, ставший известным поэтом, писал об этом бое на страницах журнала «Фидиуæг». Виссарион Зассеев был награжден орденом Красного Знамени и посмертно медалью «За отвагу». В 80-годы я часто заходил в пединститут, здесь висел список всех студентов и преподавателей, ушедших добровольцами на войну. Числилась в этом списке и фамилия Зассеева Виссариона Семеновича. Я с болью и гордостью проводил рукой по стеклу, где стояла его фамилия, и говорил: «Рухсаг у».
Ушел на фронт и средний брат Алексей, который воевал в рядах 74-й стрелковой дивизии 78-го стрелкового полка. С первых дней войны Алексей оказался в гуще тяжелых кровопролитных боев. Числится без вести пропавшим.
Получивший отсрочку от военкома старший Баграт осенью 1941 года, после окончания всех хозяйственных работ собрал необходимые теплые вещи и тоже добровольно ушел на фронт, сказав матери и жене, что не может больше находиться дома, когда два его младших брата на фронте. Баграт был зачислен стрелком в 339-ую стрелковую дивизию. Погиб 2-го января 1944 года в боях на Керченском полуострове. Награжден орденом Красной Звезды.
Снова пришлось Къæбысон воспитывать и поднимать троих внуков и двух внучек-сирот. Пережила она и смерть единственной дочери Сипор, которая умерла в начале 60-х годов в результате тяжелой болезни. Пережила она и смерть 29-летнего внука, моего отца Валерия, единственного сына Баграта, который служил в начале 50-х годов в городе Черняховске Калининградской области, в артиллерийских войсках. Валерий призывной комиссией был освобожден от службы, как единственный кормилец семьи, вручили ему военный билет и отправили домой. На его иждивении находились две малолетние дочери, двенадцатилетняя сестра, жена и старая больная мать. Однако, неожиданно для всех через год отца вызвали в районный призывной пункт в Дзау и все же отправили служить...
С водителем земляком, Джиоевым Гаспаром, во время учений они возглавили и успешно провели переправу воинского подразделения в сильно ветреную и дождливую погоду по установленному понтонному мосту через реку Преголя. В такую погоду осуществлять переправу было очень опасно и рискованно, к тому же Гаспар, выросший в селении Цъон, не умел плавать. Однако задача успешно была выполнена, за что Валерий Зассеев был награжден, проводимым учения тогдашним командующим прибалтийского военного округа дважды Героем Советского Союза маршалом Иваном Баграмяном Почетной грамотой и медалью «За отличие в службе» и сфотографирован с маршалом на память.
Однако вскоре случилось несчастье. В роте, где служил заместителем командира взвода Валерий, испытывали новые разработки реактивных снарядов, в результате чего все солдаты, которые непосредственно были заняты стрельбой, были облучены и в течение 3-5 лет после демобилизации умерли.
Так, Къæбысон снова пришлось помогать расти, воспитывать и поднимать сирот, уже нас четверых правнуков, меня и моих трех сестер… Тут хочется добавить, что за годы Великой Отечественной войны Къæбысон связала и отправила на фронт пятьдесят пар шерстяных носков и пятьдесят пар осетинских наколенников (зæнгæйттæ) из свалянной шерсти. Работала от рассвета до заката, до глубокой ночи пряла, ткала, вязала... В старости, при малейшем упоминании слова «война» она вздрагивала, глаза ее расширялись и она внимательно и настороженно начинала прислушиваться к разговору. Даже по прошествии многих лет она ожидала услышать хоть какую-нибудь добрую весть о муже и сыновьях. Тем более, что ей однажды рассказали, как кто-то по прошествии десятков лет возвратился в родной дом... Так Къæбысон дожила до 90 лет и до конца жизни ждала возвращения мужа Симона с Первой мировой войны и своих троих сыновей Баграта, Алексея и Беса со Второй мировой. Вообще же из нашей семьи, потомков Кавдына Зассеева, на фронт ушло десять человек. Шестеро из них не вернулись…
Вало Зассеев г.Квайса
На фото:
1. Глава семьи Симона Зассеев и супруга Олинка Кабисова
2. Баграт Зассеев
3. Алексей Зассеев
4. Беса Зассеев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.