Южная Осетия. Хроника повседневности

13-11-2022, 18:06, История [просмотров 1243] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Южная Осетия. Хроника повседневностиИстория нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-84).

 

17 января 1927 года. Вторник. Полдень. Несмотря на зимний месяц снега почти не было. Учащиеся школы крестьянской молодежи вышли погреться на солнышко на улицу перед зданием учебного заведения. «Интересно, что у Григола сегодня на обед?» – спросил один из учеников Гоги Джиоев, подняв голову к верху. Из распахнутого окна на втором этаже раздавался звон кастрюль. Оттуда же незримым шлейфом спускался аромат мясного блюда. «Наверное, отварная свинина!» – сказал Митуша Дзуццев, стоявший рядом. Все ученики мечтательно вздохнули разом.

Мимо со скрипом проехала телега, которую тащила пара пестрых быков. Все поздоровались с путниками. «Ну как учеба, джигиты?!» – спросил вальяжно развалившийся на телеге мужчина в фуражке с кокардой. «Все учимся на отлично!» – был ответ хором. Этого сотрудника Органов безопасности все хорошо знали.

Школа крестьянской молодежи – новая форма обучения, существовавшая в СССР с 1923 года по 1930-е. Она сочетала 7-летнее общее образование с теоретическим и практическим изучением сельского хозяйства, осуществляла производственное обучение на базе сельскохозяйственного производства. В Южной Осетии такая школа располагалась в доме Григола Магкоева, что в конце городского Бульвара (ныне ул.Туганова). Здесь учились молодые люди из сел автономной области.

Время было голодное, поэтому все учащиеся были очень восприимчивы к ароматам, которые источала кухня хозяина здания школы. Но в этот раз обычные размышления о меню обеда Григола Магкоева были прерваны появлением городского почтальона. Это был Илкоз – такое прозвище Ило Козаеву дали друзья, соединив его имя и фамилию. «Что там с переписью, сколько нас живет в Южной Осетии?» – прозвучал вопрос из толпы учеников. Дело в том, что месяцем раньше в декабре 1926 г. прошла Всесоюзная перепись населения. В Южной Осетии в ее проведении участвовали 10 инструкторов и 120 переписчиков. И в январе предполагалась публикация ее итогов в прессе.

Но Илкоз как будто и не услышал вопроса. Он светился улыбкой на всю ширину лица. Подойдя к ребятам вплотную, он раскрыл свою матерчатую сумку почтальона и достал оттуда небольшую книжечку-тетрадь. «А теперь танцуйте, у нас есть журнал на осетинском языке! Называется «Фидиуæг» – сказал Илкоз, потрясая им над головой. Все ученики разом протянули руки к почтальону. «А ну-ка, все отошли в сторону! Так я вам его и дал, еще случаем страницы порвете», – Илкозбыл неумолим. Он зашел в помещение школы, ребята за ним. Зайдя в учительскую, вестник сообщил о новости преподавателям, гревшимся у печи. Журнал он вручил учительнице осетинского языка Вере Александровне Кулаевой...

О необходимости организации издания литературного журнала в Южной Осетии говорили давно. Писатель Чермен Бегизов писал по этому поводу: «Наша молодежь уже выросла, ей недостаточно коротких и поверхностных газетных материалов, ей нужен журнал с глубокими и разнообразными темами». И вот в начале 1927 года произошло знаковое событие в культурной и общественной жизни Юго-Осетии – вышел в свет первый номер журнала «Фидиуæг» («Вестник»). Следует отметить, что на долгие годы он стал единственным художественно-литературным альманахом в Осетии, ведь к этому времени Цхинвал становится центром развития национальной литературы, науки и искусства.

В тот день все уроки были посвящены новому журналу. Вера Кулаева собрала в одной классной комнате учителей и учеников и стала зачитывать статьи из журнала. Обсуждение материалов, получилась шумным. Своими впечатлениями делились учителя Кима Кумаритов, Сардо Бежанов, Димитрий Валиев. Только директоршколы Гега Джиоев слушал молча, и лишь время от времени ворошил кочергой в печи горящие поленья.

Необычайной оживленностью «квартирантов» заинтересовался даже Григол Магкоев, до которого снизу доносились громкие голоса. Спустившись на первый этаж, он заглянул в класс. На него никто не обратил внимание – все жадно слушали учительницу, переворачивающую одну страницу за другой. Расспросив вполголоса сидящего с краю ученика, Григол молча встал и вышел. Через некоторое время он вернулся, снова сел с краю и стал слушать внимательно.

А Вера Александровна все читала и читала. И вот перевернута последняя страница. В классной комнате царило радостное оживление. Тут встает Григол Магкоев. «Я вот что скажу, уважаемые. Это событие надо отметить. Сдвигайте столы – от меня угощение!» – эти слова были встречены присутствующими с большим воодушевлением.

Импровизированный банкет по поводу выхода в свет журнала «Фидиуæг» в школе сельской молодежи продолжался до вечера. Никто не спешил домой. Где-то в восемь часов раздался стук в дверь, и в ее проеме показался Александр Джаттиев, ответственный партийный работник. Все непроизвольно замолчали. «Я, понимаешь ли, беспокоюсь, а тут пир от моря до моря!» – сказал он вместо приветствия. Увидев супруга, Вера Александровна сразу же поднялась с места. Впрочем, узнав причину застолья, Александр сам присоединился к пирующим.

Пройдет немного времени, и некоторые участники веселой компании, отмечавшей выход журнала, сами будут в числе его авторов. Среди них Ило Козаев и Митуша Дзуццев, – их стихотворения стали первыми в рубрике «Страничка молодых авторов».

Выход литературного журнала вызвал необычайный интерес к осетинской словесности. Прежде всего у молодежи, каждый номер становился событием, которое необходимо было обсудить. По понятным причинам собираться в редакции нового издания было неудобно, там и для редколлегии не хватало места. А вот в доме у Александра Тибилова в большой комнате по вечерам располагался с десяток жадных до поэтического слова молодых людей. Тибилов был одним из основателей журнала, и, хотя сам там не работал, писал статьи под псевдонимом Хосдзау (Косарь).

С течением времени в Южной Осетии стали издаваться и другие журналы. В январе 1932 года вышел в свет первый номер еженедельного юмористического журнала «Кæфхъуындар» («Крокодил»), в июне 1935 года – журнал «В помощь преподавателю» на осетинском языке, редактором которого был писатель Сико Кулаев.

 

Р.Кулумбегов

(продолжение следует)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30