Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий
вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических
пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей:
рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и
жизненные свершения. Обо всем этом в нашей
рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в
№1-69).
Июнь 1938 года. Над летным полем Сталинирского (Сталинир – название г.Цхинвал с 1934 по 1961 гг.) аэроклуба тарахтел двигатель самолета. Биплан «У-2» медленно облетал посадочную полосу, словно примериваясь к взлетной полосе. В тот год летающим над столицей Юго-Осетии аэропланом никого нельзя было удивить – на окраине города функционировала авиационная школа. Поэтому у городских обывателей шум авиационного мотора вызывал не больше внимания, чем жужжание шмеля.
А вот дежурный по летной части старший лейтенант Иван Штудников был удивлен. И на то были свои причины. Выйдя из «дежурки» на звук мотора и увидев аэроплан, он моментально окинул взглядом стоянку самолетов – все три биплана «У-2» и один «Р-5» были на месте. «Наверное, это самолет из Гори» – предположил он. Но если даже это так, то об этом визите должны были телефонировать заранее. А прилет без уведомления, да еще в выходной день – этот факт вызвал у дежурного некоторое волнение.
Пока лейтенант раздумывал о том, что ему предпринять, самолет произвел посадку и подкатил к дощатому домику, где располагался штаб аэроклуба. Пропеллер сделал еще пару оборотов и замер. Заглох и двигатель, напоследок чихнув сизым дымом. Спустя мгновение пилот перелез через бортик своего летного места и соскочил на землю.
Сняв полетные очки и стянув с руки правую перчатку, он быстрым шагом подошел к дежурному офицеру, который уже стоял перед помещением штаба. «Курсант Шавлохов, летное училище города Баку!» – прозвучал четкий рапорт.
Дежурный удивился еще больше: «Какое Баку, как ты смог вообще долететь досюда?!». Дело в том, что расстояние от Баку до Сталинира больше 500 километров, а запас топлива у «У-2» на сто километров меньше. «Советские самолеты летают дальше всех и выше всех» – был ответ пилота. Штудников все еще не мог поверить в то, что слышал. Однако удостоверение курсанта, предъявленное Шавлоховым, и указание на причастность к Бакинскому аэроклубу убедили его в правоте слов молодого пилота.
Авиаклуб в столице Азербайджана был, как и Сталинире, в числе сотен подобных учебных заведений, функционировавших в СССР. В январе 1931 года в Москве проходил IX съезд комсомола, на котором партийным руководством СССР было предложено этой молодежной организации взять шефство над авиацией.
В тот год сотни молодых людей подали заявления на вступление в летные учебные заведения Советского Союза. Первой ступенькой для полетов в небо и стали аэроклубы, открывшиеся по всему СССР. Так, 18 августа 1936 года в Сталинире наместе городского ипподрома открылся аэроклуб. Состоялся полет на планере, который пилотировал А. Тасоев. Начальником клуба был назначен С. Сомхиев, главным пилотом – М. Джиоев. В сентябре в аэроклуб был доставлен и аэроплан – учебный самолет «У-2». Первый набор курсантов аэроклуба насчитывал 35 человек. В учебном заведении готовили пилотов, техников и парашютистов.
Со временем определились общие правила обучения в этих начальных летных учебных заведениях. Чтобы стать «учлетом» – так назывались курсанты аэроклубов – необходимо было получить направление от комсомольской организации и пройти врачебную комиссию. Дальше все зависело от того, в какой форме обучаться – с отрывом от производства или без. Тем, кто учился без отрыва от производства, то есть приезжал на аэродром после рабочего дня, полагались разного рода льготы. Скажем, им выплачивалась стипендия в 250 рублей, а по окончании обучения предоставлялся двухнедельныйотпуск с сохранением зарплаты.
Учлетам выдавалась и форма: так их приучали к будущей службе в Красной Армии. Комплект обмундирования для курсанта аэроклуба был весьма обширным. Он включал в себя два комбинезона – летний и зимний, летный шлем, очки, валяные сапоги, шерстяной свитер, краги и перчатки. Но носить всю эту роскошь курсант мог только во время обучения и только на территории аэроклуба, так что возможности покрасоваться в форменной одежде перед девушками в городе не было. Хотя, сам факт обучения на летчика уже играл свою роль.
…В день прилета Шавлохова в Сталинир у него состоялась встреча с родственниками, было устроено застолье. Сюда же пришли и курсанты Сталинирского аэроклуба. На следующее утро в дорогу на аэродром его сопровождали все знакомые. Из места второго пилота достали канистры с авиационным бензином и заправили самолет. А на освободившееся место уложили бурдюк с вином и… живого барана. Еще полчаса и аэроплан «У-2» под управлением курсанта Шавлохова взлетел в воздух, сделал круг над городом, и взял курс на Баку.
По прилету в бакинский аэроклуб Шавлохова ждало разбирательство. О несанкционированном полете стало известно, последовали оргвыводы и курсант был отчислен из учебного заведения. Взыскание получил и Гусейн Алиев – преподаватель теоретических курсов аэроклуба, являвшийся в день отлета дежурным по аэродрому. А вот пилоту аэроклуба Андрею Моргоеву наказания за содействие полету его земляка в Сталинир удалось избежать. О том, что именно он достал авиационный бензин для вылета никто из начальства аэроклуба так и не узнал. Бакинский аэроклуб А.Моргоев закончил с похвальной грамотой и продолжил учебу в Одесском авиационном училище.
А что же касается Шавлохова, то в его жизни случился новый поворот судьбы. Он вернулся в Сталинир, поступил на работу в правоохранительные органы и вскоре стал начальником милиции столицы Юго-Осетинской автономной области. Но это было после, а пока, перед тем, как отбыть из аэроклуба он устроил прощальное застолье для своих друзей-курсантов. Тут как нельзя кстати оказались барашек и домашнее вино, совершившие путешествие по воздуху из Сталинира в Баку…
Р.Кулумбегов
(продолжение следует)
Фото из личного архива К.Коблова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.