Юго-Осетинская автономная область. Уроки истории
В 2022 году исполнилось 100 лет со дня образования Юго-Осетинской автономной области. Это национально-территориальное образование южной ветви осетинского народа было учреждено отдельным декретом 20 апреля 1922 года. Наверное, это знак судьбы, но спустя семьдесят лет, в мае 1992 года, южные осетины провозглашают свое независимое государство. Истории юго-осетинской автономии мы посвящаем цикл статей (начало в №1-55)
Антиосетинская кампания постепенно охватила всю Грузию. Пропагандируются тезисы «о пришлости» осетин, «о гостях на грузинской земле». Юго-Осетинскую область стали именовать «так называемая Южная Осетия», в широкий оборот вводится термин «Самачабло» (владение грузинских князей Мачабели). Активизировалась в грузинонаселенных селах юга Осетии деятельность грузинских партий и движений (Народный фронт Грузии, Круглый стол, общество Ильи Чавчавадзе, общество Мачабели и др.). Шла целенаправленная обработка грузинского населения региона, которому внушалась мысль о якобы неравном положении грузин в автономии, дискриминации грузинского языка и т.д. Эти решения властей Грузии, принимаемые под давлением оппозиции, не могли не вызывать отклика в ЮОАО.
11 июля 1989 года в СМИ был опубликован устав демократического движения «Адæмон Ныхас». Это была серьезная заявка на юридическое оформление неформального движения южных осетин – «Адæмон Ныхас». В уставе были прописаны основные цели и задачи организации, обязанности ее членов, юридический статус и пр.
В конце августа 1989 года, после формального обсуждения, в ГССР была принята Программа развития грузинского языка, которая вызвала резко отрицательную реакцию у общественности Южной Осетии. В ней, в частности, предусматривалось утверждение на всей территории Грузинской ССР грузинского языка как государственного с одновременным переводом делопроизводства на грузинский язык. В ЮОГПИ предполагалось введение изучения грузинского языка, лексики и стилистики грузинского языка на всех факультетах ВУЗа.
Как ответ на такую несправедливость со стороны властей Тбилиси в Южной Осетии начались акции протеста. В течение двух дней 4 и 5 сентября 1989 года прошли митинги с участием сотен граждан на городском стадионе и Театральной площади. Список требований митингующих был прост:сохранение и развитие в Южной Осетии осетинского языка и прекращение антиосетинских публикаций в грузинской прессе.
На одну из акций протеста были приглашены и руководители автономной области, которые всячески пытались успокоить людей. Впрочем, делали они это не очень удачно. Один из партийных боссов вообще заявил, что «программа грузинского языка не представляет угрозы осетинам, так как направлена на сохранение и развитие грузинского языка».
Требование изменить пункты о грузинофикации Южной Осетии стали категоричными. В знак протеста прекратили работу сотрудники завода «Электровибромашина», механического завода и швейной фабрики.
20 сентября 1989 года были опубликованы проекты законов Грузинской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Грузинской ССР», «О выборах народных депутатов Грузинской ССР», «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Грузинской ССР». В проектах законов сильно были ущемлены и урезаны права Юго-Осетинской автономии в части изменения границ ее территории, районного деления, отсутствие права на законодательную инициативу и т.д.
Законопроекты широко обсуждались в Южной Осетии. Была создана комиссия при Облисполкоме Юго-Осетии по выработке предложений по законопроектам. 26 сентября XIсессия Юго-Осетинского областного совета народных депутатов одобрило «Предложения о внесении изменений и дополнений к проекту Конституции Грузинской ССР от Юго-Осетинской АО», где депутаты излагали свои предложения.
Но интересы населения ЮОАО не были учтены Верховным Советом ГССР. На этой же сессии областного Совета была принята Программа развития осетинского языка, как альтернатива программе, предлагаемой грузинскими властями. Здесь предлагалось в качестве государственных языков в Юго-Осетинской автономной области обозначить осетинский, русский и грузинский языки.
28 сентября представители интеллигенции ЮОАО и ряд членов «Адæмон Ныхас» выехали в Тбилиси, где встретились с первым секретарем Компартии Грузии Г.Гумбаридзе и членами правительства Грузинской ССР. Предложили внести изменения в Программу развития грузинского и осетинского языков, призванные снизить накал протестных настроений – всего пять пунктов. Однако положительного ответа из Тбилиси Цхинвал так и не дождался. Оставался единственный выход – показать свою решимость в этом вопросе. К забастовкам присоединялось все больше предприятий. Так, 1 октября из 21 предприятия республиканского и союзного подчинения десять прекратили свою работу. Через несколько дней к забастовщикам присоединились и шахтеры поселка Квайса.
13 октября 1989 года в селение Еред Цхинвальского района прибыл лидер национального движения Грузии Звиад Гамсахурдиа. Он призвал осетин «образумиться и встать рядом с грузинским народом, в противном случае пригрозил вымести их железной метлой за Рокский перевал». Из выступления З.Гамсахурдиа: «Скоро я буду в Цхинвали с 10 тысячами моих соколов, и посмотрим, какую встречу им устроит общественность Цхинвали. Мы им свернем шею, тем более что таких слабых противников, как осетины, нетрудно будет обуздать. Пол-Грузии будет с нами, и там будет видно, кто кого победит, чья кровь больше прольется». Это уже был прямой призыв к насилию.
На многомесячные непрекращающиеся митинги и собрания населения Южной Осетии центральные грузинские власти не реагировали.
20 октября народные протесты в автономной области приняли новую форму – начались голодовки. У здания Правительства люди проводили день и ночь, демонстративно отказываясь от пищи. 23 октября голодовку объявили… пациенты областной соматической больницы. Требования протестующих были конкретны: придание осетинскому языку статуса государственного; в качестве языка общения с органами власти в Тбилиси установить русский язык; отменить обязательное изучение в школах Южной Осетии грузинского языка абсолютно всеми учениками. Вскоре в повестке дня появились и политические требования – повысить статус Юго-Осетинской автономной области...
Р.Кулумбегов
(продолжение следует)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.