Юго-Осетинская автономная область. Уроки истории
В 2022 году исполнилось 100 лет со дня образования
Юго-Осетинской автономной области. Это национально-территориальное образование
южной ветви осетинского народа было учреждено отдельным декретом 20 апреля 1922
года. Наверное, это знак судьбы, но спустя семьдесят лет, в мае 1992 года,
южные осетины провозглашают свое независимое государство. Истории
юго-осетинской автономии мы посвящаем цикл статей (начало в №1-42)
В Советское время в Южной Осетии появилась плеяда талантливых поэтов и прозаиков, которые активно работали и вносили достойную лепту в сокровищницу осетинской словесности. Но в первые годы не было объединяющего центра – литературного журнала. Писатель Чермен Бегизов писал по этому поводу: «Наша молодежь уже выросла, ей не достаточно коротких и поверхностных газетных материалов, ей нужен журнал с глубокими и разнообразными темами».
Начало 1927 года ознаменовалось знаковым событием в культурной и общественной жизни Юго-Осетинской автономной области – в январе вышел в свет первый номер журнала «Фидиуæг» («Вестник»). Следует отметить, что он стал первым художественно-литературным альманахом советского периода в Осетии, ведь к этому времени Цхинвал становится центром развития национальной литературы, науки и искусства.
Вскоре на юге Осетии было учреждено и писательское сообщество. 21 июля 1929 год Правительство ЮОАО приняло постановление об организации Ассоциации пролетарских писателей Юго-Осетии. В организационное бюро вошли писатели С.Кулаев, К.Фарнион, Ч.Бегизов.
Тридцатые годы ознаменовали новый этап в истории осетинской литературы. Он характеризуется обращением писателей к современной тематике, появлением крупных эпических произведений, зарождением жанра драматургии.
В октябре 1930 г. в Цхинвале состоялся Первый объединенный съезд пролетарских писателей юга и севера Осетии. Перед писателями стояли задачи объединения литературных сил, создание творческого содружества.
На этом съезде стремление к идейно-творческой консолидации осетинских писателей зафиксировано в целом ряде решений, в том числе и организационных. Так, журнал «Фидиуæг» был признан единым органом для всех осетинских писателей, в редколлегию журнала вошли девять человек, из них пятеро с юга Осетии (С. Кулаев – ответственный редактор, Ч. Беджызати, А. Тибилов, А. Алиев и Д. Валиев – члены редколлегии) и четверо с севера (С. Косирати – замредактора, К. Салбиев, М. Камбердиев, Д. Мамсуров – члены редколлегии). Это свое объединяющее назначение «Фидиуæг» выполнял вплоть до 1934 года, пока и в Северной Осетии не стал выходить литературно-художественный журнал «Мах дуг» («Наша эпоха»).
Литературному развитию Южной Осетии способствовало также издание литературной газеты «Большевикон аивад» («Большевистское искусство»), выходящей в 1931-1933 гг. На страницах издания развернулись дискуссии по вопросам идейной направленности национальной словесности, а также по проблемам литературного мастерства.
Укреплялись творческие связи с писательским сообществом СССР. Частыми гостями в Южной Осетии были поэты и прозаики из Северной Осетии, Абхазии, Грузии, республик Советского Союза, Москвы и Ленинграда. Приезжали в Цхинвал и зарубежные авторы. Сами писатели Южной Осетии регулярно выезжали в республики СССР, в составе писательских делегаций в страны зарубежья. Частыми были творческие командировки в районы компактного расселения осетин в Грузинской СССР. В эпоху СССР существовала хорошая традиция, когда писатели проводили беседы с молодежью и школьниками. Выход новой книги сопровождался встречей автора с читателями.
Трагические события конца 30-х годов не обошли стороной и Осетию. Многие писатели были репрессированы, среди них С.Кулаев, А. Тибилов, Ч. Беджызаты, К. Фарнион и другие. При этом в предвоенные годы ряды осетинских писателей пополнились новыми именами. Среди них М.Шавлохов, Н.Галаванова (Нига), Ф.Гаглоев (Гафез), И.Качмазов и др.
Годы войны оказались суровым испытанием для всей осетинской литературы. Многие писатели Южной Осетии ушли на фронт, поменяв перо на винтовку и автомат. Даже издание журнала «Фидиуæг» стало невозможным по той причине, что наиболее активные авторы оказались в действующей армии. Журнал возобновил свою деятельность лишь в сентябре 1945 года, когда оставшиеся в живых писатели вернулись на Родину. Это были люди, возмужавшие в годы войны, испытавшие все тяготы военного лихолетья. Опыт войны научил всех – и молодых и имевших за плечами прожитые годы – ценить правдивое слово, выстраданной поэтической исповеди и проповеди. И, пожалуй, стихи о войне, созданные как в годы ВОВ, так и в послевоенное время – самое ценное в художественном творчестве осетинских поэтов в 40–50-е годы. Это Р. Асаев, К. Маргиев, А. Букулов, Г. Дзугаев, Е. Гаев, Н. Джусойты, П. Пухаев и др.
Вслед за ними в литературу вступило поколение, чье отрочество пришлось на годы войны. Они были слишком молоды для непосредственного участия во всенародной войне, но перенесли все тяготы военного времени в тылу. Это В.Гаглоев, М.Габулов, И.Козаев, А.Пухаев, Л.Харебов, Н.Бакаев, Е.Джиоева и др. Позднее к ним присоединились М.Нартикоев, Г.Бестауты, Г.Мамиев, М.Гучмазов, М.Булкаев, Р.Тедеев, Х.Дзуццати, Х.Алборты, Г.Кодалаев, С.Миндиашвили, З.Кабисов, Ф.Плиев и др.
В 50 и 60-ые годы отметились становлением таких творческих личностей как И.Плиев, С.Хачиров, В.Санакоев, Д.Джиоев, Н.Гаглоев, Д.Бязыров, Г.Гаглоев, В.Голоев и др.
За 70-80 годы в литературу пришло поколение молодых писателей, выросшее на традициях и опыте литературного развития 60-х гг. Это – А.Гучмазты, М.Казиты, Ш.Гугкаев, В.Хугаев, Т.Хаджеты, и др.
Р. Кулумбегов
(продолжение следует)
Писатели Х.Дзуццаты,Р.Асаев и К.Маргиев на встрече с школьниками
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.