Бойцы пожарной охраны (история в фотографии)
На
фотографии 1936 года члены добровольной пожарной дружины колхоза селения Цунар
(Хетагурово). Стоят (слева направо): Илья Бигулаев, Отар Джиоев, Михаил Тедеев,
Вахтанг Лохов, Сослан Мамиев, Михаил Джиоев. Сидят: Хаджумар Хубаев, Андрей
Баззаев, Гри Мамиев, Николай Мамиев.
Пожарная служба в Южной Осетии имеет свою историю. В 1925 году была создана городская пожарная команда – «пожарная дружина». На ее вооружении находилось две телеги с водяной помпой и лестницей. Пожарная дружина насчитывала четыре брандмейстера. 23 августа 1930 года Постановлением Президиума ЦИК ЮОАО было создано областное пожарное управление. В помощь управлению из состава вневедомственной милиции была организована добровольная пожарная дружина, которую возглавил Михака Санакоев. У пожарных юго-осетинской автономной области теперь был и автомобиль.
Пожары были нередки в Южной Осетии. Деревянные здания, которые составляли основной фонд Сталинира (Цхинвал), нивы, леса – делали работу пожарных необходимой. И помощь добровольных помощников была важна.
Один из самых сильных пожаров в Южной Осетии произошел в 1941 году. 9 июля в Цхинвале (на тот момент Сталинире) случился грандиозный пожар, ставший для властей области и города настоящим шоком – огнем было уничтожено здание Государственного музея, магазин, помещение горсовета и пять жилых домов. По иронии судьбы пожар случился сразу же на второй день, после того как было принято Постановление об усилении противопожарной охраны в автономной области. Усиление предполагалось в рамках мероприятий в условиях военного времени. В частности, были приняты следующие решения: Сталинирская городская пожарная охрана переводилась на казарменное положение с установлением двухсменного круглосуточного дежурства; в Джаве, Знауре и Ленингоре приводились в полную готовность пожарные посты с оснащением их экстренной телефонной связью; в декадный срок в Цхинвале должны были быть проверены все здания, очищены от захламленности и горючих материалов чердаки, лестничные клетки, подвалы, сараи, кладовые и дворы… Строгий пожарный режим устанавливался во всех без исключения зданиях и, в особенности, в жилых домах, в которых чердачные перекрытия предписывалось засыпать песком. О серьезности и всеохватности мер свидетельствовали, как всегда, детали. Так, Облпотребсоюзу вменялось срочно изготовить 200 шт. деревянных пожарных бочек емкостью 350 литров, а артели «Шрома» – 200 железных ведер. УНКВД Юго-Осетии предписывалось пересмотреть личный состав пожарных команд и пунктов и укомплектовать их проверенными и работоспособными кадрами… Но не успели. В результате, случившаяся беда заставила уже на следующий день вновь собраться, на этот раз в экстренном порядке, членов областного партийного бюро и президиума Облисполкома.
В протоколе заседания Юго-Осетинского Обкома партии указывалось, «что пожаром, возникшим 9 июля в городе Сталинир на частной квартире гражданки Кумаритовой, уничтожено здание Государственного музея и часть экспонатов, магазин Югосторга №2, помещение Горсовета, занимаемое Югосторгом и санитарной станцией, и пять жилых домов. Во время тушения пожара погиб один человек.
В момент возникновения пожара Сталинирская пожарная команда выехала в село Кехви без разрешения УНКВД Юго-Осетии и явилась на место пожара через полтора часа после сообщения ей о пожаре. Исходя из этого, начальника пожарной команды С.М. Нарикаева снять с работы и отдать под суд»…
Ведущий рубрики Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.