Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из повседневной жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-10).
После установления советской власти большевики приступили к реорганизации всей общественной жизни на просторах бывшей российской империи. Для воспитания нового поколения также была создана целая многоступенчатая система. Уже в детском возрасте заботу о формировании нового мышления брала на себя пионерская организация (при которой были еще и октябрята). Далее, как по конвейеру, молодые умы и души оказывались во власти комсомольских функционеров. И, наконец, окончательное оформление молодого человека завершалось в рядах коммунистической партии.
Организаторы нового дела создали привлекательный флер преобразований. Красные галстуки, блестящие горны и шумные барабаны, экскурсии, внимание со стороны старших – все это создавало необычайную притягательность для мальчишек и девчонок. Неудивительно, что в те годы паренек из селения Цру Дзауского района Миша Кокоев даже пожаловался в районную милицию на своего отца, который, оказывается, не разрешал ему вступать в пионерскую организацию…
Красный галстук был главным символом принадлежности к сообществу пионеров. Но порой на такие символы не хватало материала. Однажды в одну из сельских школ перевелась из города школьница. Было у нее модное пальто с красной подкладкой, и этот предмет гардероба вызвал повышенный интерес ее одноклассников. И вот как-то пальто пропало с вешалки. Правда на утро оно нашлось, но уже без подкладки, зато мальчики этого класса в тот день пришли в школу в новых красных галстуках.
Были в воспитании молодежи новой генерации и свои огрехи. К примеру, 7 марта 1935 года разбиралось дело о троцкизме и антисоветской деятельности учащихся 7-го класса школы села Икота Ленингорского района М.Амирумова, И.Дурглишвили и других. Во время уроков они высмеивали стихотворения пролетарских поэтов. Дело закончилось тем, что шесть учеников были исключены из школы. Дети отделались легко, ведь одна привязка к понятию «троцкизм» могла дорого стоить и им, и родителям, хотя поступок учащихся и был невинной шалостью.
Помимо семьи и школы воспитанием молодежи в Южной Осети, впрочем, как и везде, занималась улица. А в Цхинвале одним из мест воспитания была река Лиахва, здесь, напротив городского парка, образовался центр общения, где формировалось понимание того, что «хорошо» и «плохо».
Не раз река становилась и местом подвига. В летний полдень 9 августа 1937 года в горах Южной Осетии прошел сильный ливень. Дождь шел короткое время, однако уже через час в реке Большая Лиахва уровень воды поднялся до критического и началось наводнение. На всем протяжении реки до Цхинвала поток сносил деревянные мосты, уносил купающихся в реке подростков. Жителя села Ачабет стремительный и внезапный поток протащил пять километров, и лишь у старого городского моста ему удалось выбраться на берег. Еще пятерых вытащили находящиеся неподалеку от моста местные парни. Среди них Дмитрий Джабиев, который спас двух мальчиков из села Дргвис М.Джапаридзе и А.Амирханова, купавшихся в реке и унесенных потоком.
А еще в те годы одним из показателей мужественности для молодых людей было умение драться. Сходились класс на класс, улица на улицу. Это хотя и считалось правонарушением, но в большинстве своем старшие на это смотрели сквозь пальцы. Никто из них не желал, чтобы из мальчиков вырастали неженки, не умеющие за себя постоять.
Хорошие бойцыпользовались уважением среди сверстников. Но драчун не был синонимом «плохой ученик». Среди умелых кулачных бойцов были и успевающие в учебе ребята, и общественные активисты. Были среди них и ученики музыкальных школ, в Цхинвале мальчик-скрипач мог вполне умело разметать своих противников.
Не чуралась молодежь и физической работы. Ребята постарше разгружали на железнодорожном вокзале вагоны, сколачивали из досок ящики, летом устраивались на работу на консервный завод, осенью на сбор яблок и свеклы. Были среди них и свои передовики. Так, 16-летний житель села Верхний Горет Чермен Кудзиев в 1946 году заработал за полгода 120 трудодней, ухаживая за скотом на ферме колхоза им.Сталина.
Учащиеся старших классов школ Цхинвальского района обратились в январе 1977 года ко всем сверстникам Южной Осетии с призывом принять участие в работах в народном хозяйстве. Со своей стороны они обязались в наступившем году прополоть 200 га кукурузы, 20 га сахарной свеклы, заложить 900 тонн силоса, сформировать 12 ученических бригад и отремонтировать своими силами 15 школьных зданий, организовать 15 агитационных бригад и дать 150 концертов в селах района.
Мог цхинвальский паренек получить и известность за рубежом. Так, 14 июля 1964 года ученик Цхинвальской средней школы №3 Алеша Гассиев получил письмо с иностранным штемпелем. Обратный адрес указывал: «Гавана. Куба». Дело в том, что после визита лидера кубинской революции Фиделя Кастро в СССР Алеша написал ему письмо с просьбой прислать фотографию с автографом. В эти годы популярность Ф.Кастро в стране была неимоверная. Конечно же, мальчик не особенно рассчитывал на ответ, но в канцелярии премьер-министра Кубы посчитали своим долгом ответить адресату из далекой Южной Осетии. В письме высказывалась благодарность за слова поддержки кубинского народа и самого Фиделя, были здесь и добрые пожелания успехов в учебе и здоровья. Послание с острова Свободы заканчивалось словами: «Родина или смерть. Мы победим!». И прилагалась фотография с автографом Фиделя Кастро…
Р.Кулумбегов
(продолжение следует)
Фото с сайта «Был такой город Сталинир»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.