Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Клавдий Элиан, древнеримский географ греческого происхождения (260 год):
«Восточную границу Сарматии составляют: перешеек от реки Каркинита, озеро Вика, береговая линия Майотийского озера до реки Танаиса, сама река Танаис, наконец, меридиан, идущий от истоков Танаиса к неизвестной земле до вышесказанного предела. Сарматию пересекают и другие горы (кроме Сарматских), между которыми называются… горы Аланские… Рипейские горы…
Заселяют Сарматию очень многочисленные племена:… по всему берегу Майотиды язиги и роксаланы; далее за ними внутрь страны – гамаксобии и скифы-аланы. Сарматию занимают в местностях, прилегающих к неизвестной земле, сарматы-гипербореи, ниже их – сарматы царские, народ модоки и сарматы-конееды, а еще ниже их – закаты, свардены и асеи; затем вдоль северного поворота реки Танаиса – многочисленный народ периербиды, а вдоль южного – народ яксаматы. Города: Эксополь, Наварис, Танаис».
Махмуда ибн Вали, арабский географ (1595 год):
«…Асса ( Алания – сост.) – из седьмого климата, из городов западной половины обитаемой части света. Область Русь расположена поблизости к нему. Кутаба – из больших городов Асса. Большая часть его населения обитает в степях и на лугах. Богатство их в основном верховые животные и скот, живут благодаря им. Из этой области вывозят мех. Мужчины Асса крепкие и рослые. Большая часть (их) христиане. В настоящее время из этой области вывозят в Рим и Мавераннахр (Центральная Азия) большое количество военных доспехов, деревянную посуду... Некоторые женщины той области с красивой внешностью… Из обычаев их это то, что когда кто-либо ворует, его привязывают к дереву и так оставляют до тех пор, пока не помрет и не разложится. По этой причине в той области мало воров, двери лавок и домов день и ночь оставляют открытыми и нет надобности в сторожах».
И.Гюльденштедт, член-корреспондент академии наук Российской империи (1773 год):
«Двор здесь (в Южной Осетии – сост.)… и теперь еще похож на замки рыцарских времен. Главное строение имеет дверь в середине, и другую боковую, ведущую на двор. Все эти двери одной формы. Устройство главного строения не везде одинаково; впереди открытые сени, а подле них помост. Эти помосты в домах напоминают обыкновения германских. Из сеней входят собственно в жилье (гозар) – большое помещение, которое вверху оканчивается деревянною трубою, с четырехугольным отверстием. Под этим отверстием, на полу, между двумя большими камнями (копа) очаг (аррсист); над ним в поперечное бревно (валардигатта) вкреплен железный крюк (рахис), на котором висит котел, точно как в крестьянских домах Вестфалии и Нижней Саксонии.
Осетины никогда не садятся, поджавши ноги, как, скажем, жители Востока, а сидят на скамьях, стульях, колодах. Кроме того… там находились невысокие скамьи (кахкин) или фанк, на трех ногах, которые я не встречал ни у одного из кавказских народов.
У очага железные угольные лопатки (аслан) и клещи (арцискан). Вертел с 4-мя длинными концами поворачивается на треножник. На одной стороне скамьи лежит выдолбленная из дерева квашня и маслобойная кадка. Для добывания масла, кадка ставится косвенно на качающуюся доску и ею встряхивается до образования масла. Вообще приготовление масла из сливок, этим средством, неизвестно ни одному из кавказских народов, ни даже русским, которые добывают его, вытапливая масло из сливок.
Там, где есть маленькие дети, я заметил люльки, очень похожие на европейские. Но совершенно в европейском виде у осетинов деревянные кровати, на котором кладутся тюфяки, подушки и ковры, как в Европе; они большею частью ставятся в углубление. Сколько я видел, ни у одного кавказского народа, кроме осетинов, нет кроватей. На стене, подле очага, прикреплены палки и на них уставлена разного рода кухонная посуда: медная, чугунная, деревянная, стеклянная и даже фарфоровая; все это, вычищенное в лучшем виде, составляет предмет гордости хозяйки, точно как и в Германии.
Осетины варят пиво из ячменя, как немцы. Другим кавказским народам неизвестен этот напиток. Для питья они употребляют рога (рог для питья)... Пока один пьет, другие поют старинную застольную песню и бьют в ладоши…
Из земледельческих орудий я заметил плуг, какого не встречал у прочих кавказских народов. Устройство его напоминает мекленбургскую соху.
…Нас повели к очагу, где горел сильный огонь; меня усадили на почетное место. Хозяйка, дочери и еще несколько женщин занимались стряпней. Мало-помалу около нас собрались жители деревни: и тогда с моей стороны начались вопросы, на которые я всегда получал скорые и определительные ответы. Никто из жителей не был скрытен… Вообще, вид страны был вполне романтический.
Когда приготовили ужин, нам подставили низенький стол, покрыли его скатертью с голубыми узорами; сначала подали в деревянной чаше суп из баранины, – мы ели деревянными ложками, а мясо, обыкновенными столовыми приборами; потом подали пирожное (галва), это тесто из сыра, масла и лука, весьма вкусное. Комната освещалась, как в русских избах, воткнутыми в стену лучинами и, кроме того, горело в шкалик сало с светильною. Хлеб был выпечен на золе. Все это… столы, скатерти с голубыми узорами, бульон, сырное пирожное, деревянные чаши и ложки, столовые ножи, освещение, все это предметы неизвестные другим жителям Кавказа… Осетины сами себя не зовут осетинами, но называются Ир или Ирон, а землю именуют Иронистан».
Г.Вертепов, известный общественный деятель Северного Кавказа (1900 год):
«Христианство коснулось осетин самым поверхностным образом и притом не своей внутренней, нравственной стороной, а только внешней обрядностью. Нравственный склад осетина сложился из понятий, выработавшихся веками в родовом быту, и в этот плотный замкнутый круг, христианство еще не успело пробить себе входа. Христианская мораль малоизвестна осетинам, противоречит во многом его понятиям, а христианская догматика ему совершенно непонятна. Принимая христианство, осетин исполняет некоторые обряды, крестится, соблюдает посты и праздники, иногда ходит в церковь, но вместе с тем отправляет и прежние языческие обряды, совершает моления языческим святым, приносит кровяные жертвы – баранов, козлов, быков – по известным дням и при этом не думает, чтобы его прежние обряды были несогласимы с новыми, которые ему указывает духовенство… Все правила и церковные обряды у осетин перемешаны и перепутаны; христиане исполняют многие языческие обряды.».
Составитель Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.