Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из повседневной жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №№ за 2021 год).
«Битте, давайт мне эта костум» – цхинвалец, намеренно коверкая русские слова, думал, что женщина на кассе поймет его лучше. При этом он указывал на вельветовый костюм, который висел на вешалке в длинном ряду мужской одежды. Однако женщина-немка отвечала категорическим «Найн!». Тогда настойчивый покупатель вытащил из кармана всю наличность и протянул дойч-марки кассиру. И снова категорический отказ. Но и посетитель не сдавался – вельветовый костюм был главной целью его поездки в ГДР. Неизвестно, сколько бы продолжался этот диалог, если бы в заведение не зашел сопровождающий туристической группы, обеспокоенный долгим отсутствием подопечного туриста. Создавшаяся коллизия была разрешена, но не в пользу цхинвальца. Оказалось, что тот настойчиво просил продать ему вельветовый костюм, находясь не в магазине, как он думал, а в …прачечной.
Южная Осетия долгие годы находилась в транспортном тупике основных дорожных артерий – чтобы попасть в Большой мир приходилось выезжать в Грузию. Даже в поселок Ленингор и селения Синагурской зоны можно было добраться лишь окольными путями, через соседние грузинские районы.
Но жители Юго-Осетинской автономной области себя в изоляции не чувствовали. Можно было выехать на выходные в Тбилиси, или в крайнем случае в Гори. Особым проявлением сибаритства считалось на обед заехать в Гори, а это всего 50 км от Цхинвала, поесть хинкали или просто… побриться.
До Тбилиси было дальше – более 120 км, но с 1954 года туда можно было добраться на автобусах, которые ходили из Цхинвала регулярно. Хотя раньше была возможность летать и самолетом. В 1939 году с аэродрома, который находился на северной окраине столицы Юго-Осетинской автономной области, осуществлялись пассажирские, грузовые и почтовые авиаперевозки на самолетах «АНТ-3». Время полета до Тбилиси составляло 40 минут.
До 50-х годов добираться и в Северную Осетию было непросто. Это можно было сделать только на личном автотранспорте. В первый рейс пассажирский автобус Сталинир – Орджоникидзе отправился 20 мая 1955 года.
Хорошо если у вас были родственники в Москве, Ленинграде или других советских городах, тогда можно было расширить рамки своего мира. Не все имели возможность проживать в гостиницах, номер в которых еще надо было ухитриться получить.
Но увидеть СССР и ближайшее зарубежье цхинвальцы в полной мере и в массовом порядке смогли благодаря туристическим экскурсиям. Тур по республикам Советского Союза можно было приобрести в Цхинвальском бюро путешествий, выехать в Тбилиси и присоединиться к туристам со всей Грузии.
В 60-х годах выехать на экскурсию железнодорожным транспортом можно было уже и с Цхинвальского железнодорожного вокзала. Отсюда отправлялось несколько вагонов, которые прицеплялись к основному туристическому составу на узловой станции г.Гори. Так, 14 декабря 1967 года с железнодорожного вокзала Цхинвала отправился пассажирский поезд «Дружба». Его пассажиры смогли посетить города Киев, Минск, Ленинград, Ригу, Москву, где им была предоставлена насыщенная культурная программа. Всего билеты на новый маршрут тогда приобрели 120 жителей автономной области.
В туристические поездки поездом из Цхинвала выезжали целыми группами: рабочие заводов и фабрик, сотрудники учреждений, учителя (на фото).
А вскоре появилась возможность выехать и за рубеж. В июле 1971 года Цхинвальское бюро путешествий предлагало поездки в страны социализма. Жители области могли поехать в Польшу, Германию, Венгрию, Чехословакию, Болгарию. Стоимость путевки составляла от 250 до 350 рублей. Для того чтобы оформить путевку, было необходимо представить паспорт, три фотокарточки, заполненную анкету с личными данными, справку о здоровье. И, главное, характеристику-рекомендацию, которую окончательно визировали в компетентных органах.
После того, как ваша кандидатура была одобрена в КГБ, вы могли приобрести путевку. И тут возникала новая проблема – как вывезти материальные ценности для обмена за границей. Туристам разрешалось обменять сумму, равную паре сотен марок, злотых или форинтов, взять с собой две бутылки водки и баночку черной икры. Но этих ресурсов не хватало, чтобы приобрести стоящие заграничные вещи. А ведь по большей части туристы из СССР ехали за рубеж именно ради шопинга. Поэтому приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы вывезти золотые изделия исоветские деньги, высоко ценимые за границей. На полученные в результате обмена средства приобретались одежда, обувь, магнитофоны, фотоаппараты. Считалось большой удачей привезти домой сервиз «Мадонна», который, однако, редко когда выставляли на обеденный стол.
Советские деньги для обмена, а это преимущественно купюры достоинством 10, 25 и 50 рублей, прятали в подкладках одежды, в твердом переплете книг, в двойном дне чемодана… Если эти тайники на станции г. Брест пограничники обнаруживали, турист снимался с маршрута и по возвращении на работе его ждали неприятности.
Но Брест был важен еще по одной причине. При каждой туристической группе был специально приставленный человек, которому поручалось следить за действиями туристов. Конечно же, он не афишировал свой статус, стараясь не выделяться из общей массы. Но со временем туристы научились определять таких «сексотов» – если на станции Брест пограничники попросят кого-либо из состава тургруппы выйти для разговора по причине «некоторых замечаний» к документам и тот возвращался без последствий – все знали, кто засланный казачок и что этот человек выходил для отчета о своей группе перед пограничниками.
За границу с меньшими хлопотами можно было выехать и в случае, если у вас там были знакомые или родственники. В Лондоне проживала наша соотечественница по фамилии Абаева, к которой изредка приезжали племянники из Цхинвала. В редакции газеты «Советская Осетия» работала сотрудница Елена Голота, у которой была подружка в Словакии еще со времен учебы в школе. Переписка переросла в дружбу, которая закреплялась обменными визитами. Семья Е.Голота выезжала в Братиславу, а словаки всем семейством в Цхинвал...
Еще одной возможностью выехать за границу были гастрольные поездки творческих коллективов из Южной Осетии. Но об этом в следующем выпуске нашей рубрики.
Р.Кулумбегов
(продолжение следует)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.