Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из повседневной жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №№ 1-80).
В один из осенних дней 1930 года, поздно вечером жители небольшого селения Амбрет были разбужены необычайно сильным лаем собак. Собачий ор раздавался со стороны сельского кладбища, находившегося на виду села. Казалось, что все деревенские псы собрались в один большой хор, и решили своимлаем оживить покойников на погосте.
Проходило время, а собачий лай, переходящий в завывания никак не прекращался. Люди поняли, что происходит что-то необычное и стали выходить из домов. К этому времени шум стал медленно приближаться к домам, было понятно – то, что взволновало собак, движется в село. Несколько мужчин, вооружившись ружьями и кинжалами, с факелами двинулись в темень. Позади осталось тревожное оханье женщин, впереди – тревожная неопределенность.
Вскоре пронзительный лай собак заполнил все слышимое пространство, стала понятна и причина озлобленности собак – в темноте навстречу мужчинам двигалось что-то громоздкое, издающее стоны и хрипенье. Люди подняли высоко факелы и замерли в удивлении – перед ними был человек, сцепившись в объятьях… с живым медведем. «Что вы встали, заколите медведя!», – прохрипел мужчина. Очнувшись от оцепенения, сельчане стали наносить удары кинжалами зверю. Все слилось воедино: крики людей, предсмертный рев хищника, истошный лай собак. Казалось, прошла вечность, пока медведь обессилел и обмяк, только тогда удалось расцепить объятья человека и зверя. Освободившись, мужчина упал без чувств.
Вскоре выяснились и подробности. Ягор Кочиев находился в гостях в соседнем селении у знакомого. Как обычно, застолье затянулось, стало темнеть. По дороге домой Ягору пришлось идти через небольшой лесок, и тут ему навстречу вышел медведь. В обычной ситуации человек бы замер на месте и дождался пока зверь уйдет в чащу. Но не в этом случае – Кочиев, ободренный выпитым, стал кричать на медведя, а тот, вместо отступления, бросился на голос.
У мужчины не было оружия, но была стать и недюжинная физическая сила. Мгновенно протрезвев, он понял, что голыми руками с медведем не справиться, но бежать тоже было поздно. Медведь, перед тем как растерзать мужчину встал на задние лапы, этим и воспользовался Ягор. Поднырнув под морду хищника, горец крепко перехватил его тушу руками. Голова и передние лапы медведя оказались за спиной горца, а тело в цепких объятьях мужчины.
Сложилась необычная ситуация: медведь не мог убить человека, лишь лапами и зубами раздирал его спину. Мужчина же не мог разжать руки или ослабить хватку – зверь, освободившись, убил бы его мгновенно. Ягор принял единственно возможное решение: он, не ослабляя объятий, стал тащить его в сторону села. Горца спасало и то, что одет он был в плотный полушубок, который создавал хоть какую-то защиту спине.
Через некоторое время смертельный тандем добрался до окраины деревни по дороге идущей мимо кладбища. Тут и собаки подоспели. Правда от псов пользы было мало, они только хватали зверя за задние лапы, приводя того в еще бóльшую ярость. А вот после прибытия вооруженных мужчин, Ягор понял, что спасен.
Последствия схватки со зверем были серьезные: вся спина Ягора Кочиева и плечи были разодраны до костей, в постели он пролежал больше трех месяцев.
Но житель села Амбрет был не единственным, кто победил в единоборстве хищного зверя. К примеру, в 1956 году барс напал на жителя селения Цънелис Лопанской зоны Самсона Табуева, который не растерялся и безоружным вступил в борьбу с диким зверем. Будучи силен физически, он получил многочисленные рваные раны, но истерзанный, нашел в себе силы дотянуться до своей папахи, сбитой на землю, и, запихнув ее в глотку зверя, задушил его. Судьба оказалась благосклонной к Табуеву, и после многочасовой операции он был спасен. Убитого зверя же на следующий день привезли на арбе в Цхинвал, где сделали из него чучело для Краеведческого музея.
Однако, в большинстве своем дикие звери становились трофеем целенаправленной охоты. И здесь были интересные случаи. Так, в апреле 1961 года юг Осетии облетела весть о двух охотниках из селения Цъоис. Братья Лео и Доме, которые в течение пяти дней охоты убили девять медведей. Удачливым охотникам правление колхоза выдало даже соответствующую справку.
Кстати, охотничьим промыслом занимались не только мужчины. 28 апреля 1939года колхозница селения Верхний Рук Олинка Плиева убила в горах медведя. Другой пример – я сам был знаком с жительницей селения Едыс Венерой Кулумбеговой, которая имела на своем счету нескольких добытых медведей. Охотой она стала заниматься после того, как ее супруг Эльбрус Бегизов, в результате рукопашной схватки с косолапым, получил увечья. Занималась охотой на зверя и жительница селения Уанел Дзауского района Мери Чабиева. Ее отец, не имевший мальчика, решил передать свои охотничьи навыки дочери, в чем и преуспел – на счету Риммы было с десяток добытых медведей.
Порой случались и забавные эпизоды. Житель одного из сел Дзауского ущелья припозднился в дороге. Поняв, что до дома ему не успеть засветло, горец решил не испытывать судьбу и залез на дерево, чтобы на высоте переночевать до рассвета. Это была дикая груша и перед тем как прикорнуть на толстой ветке, мужчина перекусил спелыми плодами. Вскоре горец задремал, предварительно привязав себя к стволу башлыком. Но через некоторое время человек был разбужен шумом. Проснувшись, горец посмотрел вниз и с ужасом увидел, как ниже него на дереве сидит медведь и ест спелые груши. А дальше смех и грех. Медведь, сорвав спелый плод, вытянул лапу с грушей к лунному свету и стал ее внимательно рассматривать. А горец, сидевший выше без движения, воспринял действия зверя иначе. «Нет спасибо, я уже поел!», – сказал он шепотом. Теперь настало время испугаться от неожиданности уже медведю. Зверь кубарем скатился вниз и… неудачно ударившись головой о землю, замер.
Увидев бездыханного хищника, горец спрыгнул с дерева и побежал в село. В дороге рассвело и ему удалось быстро добежать до людей. Вскоре горец и его односельчане с запряженной быками арбой прибыли к месту чрезвычайного происшествия. И тут снова казус. Только-только люди погрузили трофей на арбу, как зверь очнулся. Оказалось, что медведь лишь ущемил шейный позвонок, который освободился во время погрузки. Раздался дикий рев, люди в страхе разбежались и всю свою злость медведь выместил на волах, разметав арбу и животных.
…Кто-то скажет, что эта забавная история вполне могла быть обычной байкой. Такие рассказы являются составной частью охотничьего быта. Все может быть. Но людская молва эту историю сохранила.
Р.Кулумбегов
Фото из фондов Национального музея
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.