Событие в новейшей истории Южной Осетии, ставшее одним из коренных переломов во внутренней политике страны

29-09-2021, 12:00, История [просмотров 2194] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Событие в новейшей истории Южной Осетии, ставшее одним из коренных переломов во внутренней политике страныСентябрь в Южной Осетии это не только раздолье фруктов и овощей, бархатное настроение бабьего лета, празднование Дня Республики, но и, как правило, начало очередного этапа политической жизни Республики. Последнее особенно бывает заметно после летнего расслабления нашего общества. Хотя этим летом парламентская оппозиция не дала отдохнуть ни себе, ни власти, и, тем не менее, это исключение только подтверждает правило. Мы же хотим перенести сегодня читателя на двадцать восемь лет назад, в 1993 год, когда в сентябре в здании Парламента произошло событие, ставшее началом нового этапа жизни нашего молодого государства.

 

Уход Кулумбегова и Чочиева

23 сентября 1993 года состоялась сессия Верховного Совета (ВС) РЮО. На рассмотрение депутатов были вынесены следующие вопросы:

- Об общественно-политической обстановке в РЮО

- О проекте Конституции РЮО

- О проекте закона о СМИ, пенсиях, расселении беженцев и др.

По предложению депутата Темо Цховребова, представляющего депутатскую группу «Иудзинад» был внесен дополнительный вопрос «Об отзыве с поста председателя Верховного СоветаТ.Кулумбегова»

Тайным голосованием (36 – за, 7 – против) Т.Кулумбегов был освобожден от занимаемой должности. По предложению депутата К.Челехсаты на должность председателя Верховного Совета был выдвинут Л.Чибиров.

Депутаты также проголосовали за отзыв с поста заместителя председателя ВС А.Чочиева и освободили от должности главу Правительства О.Тезиева.

Отметим, что этой сессии Парламента предшествовали события, которые во многом определили принятые на ней решения.

В январе 1991 года Т.Кулумбегов, первый руководитель Республики, был арестован грузинской милицией и осужден судом. Целый год он провел в заключении. За это время в Республике произошло перераспределение рычагов власти. Формально страной руководил З.Гассиев, опытный и рассудительный политик, но реальную власть имели заместитель председателя Верховного Совета А.Чочиев и глава Правительства О.Тезиев.

К моменту освобождения Т.Кулумбегова из грузинских застенков в стране уже существовала новая конфигурация власти, где ему де-факто уже не было места. Да, Торез снова в должности главы Верховного Совета, но реального влияния на текущие дела у него практически уже не было. Каждая сессия Парламента превращается в политическое ристалище, где глава Верховного совета если и получал видимую победу в полемике, то всегда проигрывал в закулисных делах.

Не было у него и информационных ресурсов. Так, независимая телекомпания, аффилированная с политическими оппонентами председателя ВС, работала на дискредитацию его авторитета. Хотя, руководство телеканала эту травлю называло конструктивной критикой.

В этот период начинается череда демонстративных отставок сторон. В мае 1993 года Т.Кулумбегов и А.Чочиев подают в отставку – депутаты их не принимают. После такие действия оба политика предпринимают неоднократно. Сложилось ощущение, что и Кулумбегов, и Чочиев это делают ради того, чтобы проверить степень своего влияния на депутатов. И выяснить общественное мнение.

Впрочем, в отношении самого Торез предпринимались вполне конкретные шаги. Так, группа депутатов с настойчивостью, достойной лучшего применения, ставила раз за разом вопрос о снятии Т.Кулумбегова с должности председателя ВС, обвиняя его во всех смертных грехах. Причем обвинения порой были далеки от этичности. Пережил Т.Кулумбегов и акт устрашения, когда рядом со служебной автомашиной, стоявшей перед входом в Верховный Совет (Парламент) была взорвана граната. Были угрозы ему лично и его семье.

1993 год стал переломным не только в политической судьбе Т.Кулумбегова. Необычным образом он сказался и на будущем его главных антагонистов – А.Чочиева и О.Тезиева. Пока обе стороны пытались утвердить свое лидерство, окрепла новая сила, и имя ей было «полевые командиры». Их еще называли образно «хорз лæппу» (букв. хорошие ребята). Это были руководители неформальных боевых отрядов, которые после ввода миротворцев в зону грузино-осетинского конфликта оказались уже невостребованы. Поэтому они «вышли» из окопов на политическую сцену и заявили о своем праве влиять на общественную жизнь страны.

Претензии появились к А.Чочиеву и О.Тезиеву. Они носили преимущественно финансовый характер и были связаны с т.н. банковскими переводами-авизо. Со временем появились претензии и политического характера. Так, А.Чочиев был обвинен в том, что готов пойти на соглашение с властями Грузии в части вхождения в состав этого государства на конфедеративной основе. В сентябре 1992 года в интервью газете «ИР» (№9, 1992) Алан Чочиев заявляет: «Я предупреждал, что декларирование идеи выхода из Грузии чревато последствиями. Я предлагал сохранить автономию, но расширить самоуправление, возможности которого при федеративном устройстве высоки. Однако на фоне войны в Абхазии говорить о федеративности в Грузии поздно, о конфедерации – самое время».

Вал претензий возрастал, выливаясь в кровавые инциденты. Стало очевидно, что в стране появляется новая политическая реальность, в которой уже нет места ни Т.Кулумебгову, ни его оппонентам А.Чочиеву и О.Тезиеву.

 

 

Смена политических элит

23 августа 1993 года был издан Указ Президиума ВС РЮО об освобождении Олега Тезиева от должности Председателя Совета министров. На его место назначается Резо Хугаев, бывший до этого заместителем главы Правительства. Этим же указом от должности первого заместителя председателя ВС отрешается Алан Чочиев. Его сменяет Ацамаз Кабисов.

В местной прессе по этому поводу указывалось: «На заседании президиума Верховного Совета из 11 членов присутствовало 8: Т.Кулумбегов, А.Кабисов, А.Пухаев, А.Джигкаев, Х.Дзуццати, А.Тигиев, Б.Плиева, Т.Кокоев. Решение об освобождении О.Тезиева и А.Чочиева было принято единогласно».

О.Тезиев с этим вердиктом не согласился, назвав его юридически несостоятельным, указав, что снять его с должности может только сессия ВС. Впрочем, и этого решения ждать долго не пришлось. 23 сентября состоялась сессия Верховного Совета РЮО, которая признала неправомочными решения Президиума от 23 августа, но в то же время де-факто подтвердила принятое тогда постановление: депутаты большинством голосов проголосовали за отзыв с поста заместителя Председателя ВС А.Чочиева и освободила от должности главу Правительства О.Тезиева. Были досрочно прекращены и депутатские полномочия О.Тезиева, избранного от Кировского избирательного округа и полномочия А.Чочиева от Валитикауского избирательного округа.

Вспоминает политик и общественный деятель В.Гобозов, участник данной сессии: «Необходимо отметить, что суть противоречий между Кулумбеговым с одной стороны и Чочиевым и Тезиевым с другой заключалась не в каких-то политических или программных разногласиях. Здесь много места занимало личностное неприятие сторон. Все это отражалось не только на жизнедеятельности Парламента, данное противостояние будоражило все общество. Поэтому тут уже вопрос не стоял о том, что уйдет Торез и останутся Чочиев и Тезиев, или наоборот. Был выбран третий вариант – уходят все трое».

Интересный факт. На этой же сессии в отставку были отправлены члены Президиума ВС: В.Гобозов – глава Комитета по внешним связям, А.Плиев – председатель Комитета по законодательству, А.Джигкаев – председатель Комитета по культуре, СМИ и религии, Х.Дзуццати – председатель Комитета по науке и образованию.

Политическим закулисьем назначение на пост руководителя Республики Л.Чибирова рассматривалось как временное решение. Неожиданным оно оказалось и для самого Чибирова, не входившего ни в одну из влиятельных на тот момент группировок. Как вспоминает сам политик, он был в таком отчаянии от ответственности, которая на него возлагалась этим решением, что вообще собирался уехать на время из Южной Осетии. Чибиров надеялся, что в его отсутствие будет подыскана другая кандидатура.

Однако людям, которые в то время решали подобные кадровые вопросы, был нужен на посту №1 авторитетный человек, который мог бы нивелировать в глазах общества негативное отношение к изгнанию Кулумбегова. И Людвиг Чибиров тогда, как никто другой, подходил для этой роли – доктор исторических наук, ректор ЮОГУ, он был известен и за пределами Южной Осетии.

Знаковый момент. Пост руководителя Верховного Совета предлагали и Ацамазу Кабисову, имеющему реноме полевого командира и политика, но тот отказался. «Какой из меня глава Республики. На этой должности должен быть человек со знаниями, опытом и авторитетом в обществе!», – такова была аргументация Кабисова, хотя все эти составляющие были ему присущи. Другое дело, что сегодня люди, идущие в большую политику, подобными мыслями себя не обременяют... Однако вернемся в 1993-й. В тот год, анализируя решения сессии Верховного Совета от 23 сентября, в юго-осетинском обществе посчитали, что в этот день в Республике произошла смена политических элит.

Как бы то ни было, наступило затишье в бурной политической жизни. Но этот непродолжительный штиль в море политики, как оказалось, был затишьем перед бурей. Вскоре начинается новый виток противостояния между политическими силами, которые были персонифицированы в лице Л.Чибирова с одной стороны и Р.Хугаева – с другой.

В марте 1994 года прошли выборы в Верховный Совет РЮО, в новом Парламенте страны теперь уже не будет решающего представительства у тех сил, которые инициировали смещение Т.Кулумбегова, А.Чочиева и О.Тезиева. Политический расклад снова поменялся. В тот год завершился де-факто революционно-романтический период в жизни молодого государства – наступило время юго-осетинского Термидора. Вместо романтиков к власти пришли прагматики. Но это уже другая история.

Постскриптум

Как стало известно, Алан Резоевич Чочиев находится в тяжелом состоянии в госпитале немецкого города Потсдам. Здесь он проживает все последние годы в статусе политического беженца. Мы уже писали, что все эти годы в отношении известного политика и маститого ученого, стоявшего у основ создания нашей государственности, так и не восторжествовала справедливость – он не получил политической реабилитации на своей Родине. Что является, в первую очередь, нашим неуважением к своей же истории. Истории, для которой обе личности – и Алан Чочиев, и Торез Кулумбегов (в ближайшую пятницу, кстати, исполняется 15 лет со дня его смерти) – являются знаковыми для Республики. Оба они, безусловно, противоречивые и неоднозначные политики, но ни одного из них нельзя обвинить в отсутствии патриотизма.

Подготовил С.Остаев

На фото: Первые руководители Республики Торез Кулумбегов и Алан Чочиев

Событие в новейшей истории Южной Осетии, ставшее одним из коренных переломов во внутренней политике страны

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031