Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из повседневной жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №№ 1-72).
«Из всех видов искусств для нас важнейшим является кино!», – заявил на заре советской власти вождь мирового пролетариата В.И.Ленин, положив тем самым начало массовой киноиндустрии в СССР. Вскоре поменялась не только терминология, например старорежимное слово «синематограф» было заменено более звучным «кинематограф, но и содержательность этого вида искусства. Идеология – вот что должны были нести в массы художественные фильмы новой эпохи.
В Южной Осетии до Октябрьской революции жителей не особенно баловали кинопоказами. В помещении деревянного театра в левобережной части Цхинвала редкие театральные постановки перемежевались не менее редкими показами немых кинофильмов. Только на праздник в честь святилища Згудеры Уастырджы в столицу Южной Осетии из города Гори привозили кинопроектор. Праздник продолжался две недели, и все это время достопочтенная публика Цхинвала каждый вечер в лучших нарядах приходила смотреть «фильму».
В зале, впрочем, была своя градация. Впереди сидели состоятельные граждане, эти места были дороже, а на задних рядах – простые обыватели. Показ шел без звука. Музыкальное сопровождение осуществлялось посредством пианино, на котором играла учительница русской школы Анна Леопольдовна. Иногда музицирование резко прерывалось. Этому могло быть две причины: либо пианистка отвлеклась на сюжет, который проецировался на экран, либо женщина останавливала исполнение, закрывая уши руками из-за шума и гама, который производили зрители при неожиданном повороте сюжета кинофильма. В последнем случае у нее всегда был один и тот же комментарий: «Дикая Азия!»
Но на кино, при всей привлекательности этого редкого развлечения, не все жители Цхинвал шли охотно. Так, местный богатей Вано Грикуров всегда был категоричен: «В вашу синему я не пойду, там воняет овчиной и навозом». Он имел, очевидно, ввиду то, что в зале часто находились и крестьяне, приехавшие из деревень на базар. А помещица Маро Цицианова не пускала в кино своих дочерей, хотя городской театр и находился рядом с ее домом. «Если вы будете сидеть в одном зале в темноте с незнакомыми мужчинами, вас потом никто не возьмет замуж», – наставляла она трех дочек.
После вторжения грузинских войск и погрома в Южной Осетии в 1920 году в Цхинвале показ кинофильмов, понятное дело, прекратился. Лишь в декабре 1923 года в столице вновь образованной юго-осетинской автономии впервые после произошедших потрясений возобновился показ кинофильмов. Более того, вскоре этот вид искусства становится одной из форм наглядной агитации за советскую власть. Даже в отдаленные села стали регулярно приезжать кинооператоры на конных упряжках и показывать пропагандистские фильмы.
9 декабря 1934 года в кинотеатре «Фидиуæг» в Сталинире был впервые показан художественный фильм со звуком – «Гроза». Раньше кинофильмы шли с титрами, без звукового сопровождения. 2 февраля 1938 года в этом кинотеатре установили современную звуко- и киноаппаратуру. Первым фильмом, который демонстрировался на новом оборудовании, стала художественная лента «Ленин в октябре». Начало сеансов было в 18 часов, при этом объявление на входе в кинозал гласило «Дети ниже 12 лет в кино не допускаются». Эти ограничения не были случайны. Более того, в 1939 году вводится запрет на посещение школьниками младше 16 лет кино и театра не только в дни учебы, но и в выходные дни. Фактически ученики младших классов лишались возможности вообще пойти в кино или театр. Посещение этих развлекательных заведений разрешалось только с одобрения директора школы и лишь в составе школьных коллективов.
Позже эти ограничения сняли, в кинозалах даже стали выделять места для кинозрителей младших возрастов. Например, в 80-х годах это были первые три ряда, билеты сюда были в два раза дешевле, чем на «взрослые» места. Впрочем, прогулы школьниками уроков в случае демонстрации популярного фильма оставались постоянной проблемой. Руководствами школ устраивались регулярные облавы. Демонстрация киносеанса прерывалась, в зале загорался свет, завуч школы, стоя у входа объявлял: «Все находящиеся в зале школьники выходят на красную линию!». Никто не представлял, что это за линия, и где она очерчена, но все прогульщики покорно выходили в вестибюль на регистрацию. Теперь вызов родителей в школу был обеспечен.
Позже, в период нахождения у руководства страной Ю.Андропова, такие облавы устраивались в рабочее время уже и на взрослых.
В Цхинвале регулярно проходили и тематические недели кино, посвященные революционным событиям, определенным датам. К примеру, в январе 1955 года в столице Юго-Осетии прошла неделя китайского кино. Были показаны художественные кинофильмы, посвященные «революционному пути китайского народа под руководством товарища Мао Цзедуна»: «Отруби лапу дьяволу», «Смелая разведка», «Срочное письмо», «Ус Дракона».
Вскоре стало очевидным, что единственный кинотеатр «Фидиуæг», построенный в 1927 году уже не может вместить всех желающих посмотреть фильмы. И 1 сентября 1960 года, в 17.00, состоялся первый показ художественного фильма в новом городском кинотеатре по тогдашней ул.Тбилисской (ныне ул.Советская), который получил название «Ирыстон». Зал нового кинотеатра был рассчитан на 450 зрителей.
1 января 1964 года было образовано Управление кинофикации Юго-Осетинской автономной области, в штате которого было семь человек, а из имущества – дваписьменных стола, три железных шкафа и всего четыре венских стула. Киноведомство располагалось в одноэтажном здании на территории Пионерского парка, а занималось оно приобретением художественных и документальных фильмов для кинотеатров Цхинвала и сельских клубов автономной области. Из кинофильмов, демонстрировавшихся в этомгоду, можно назвать тематические киноленты «Ромео мой сосед», «Когда уходит жена» и «Развод по-итальянски»... Рассказывают, что этот однотипный репертуар подобрал лично глава Управления кинофикации. Дело в том, что его жена ушла к любовнику и на выбор фильмов повлияли его сердечные муки.
Иногда страсти кипели и в самом кинозале. Здесь распивали спиртные напитки, дрались, стреляли по экрану, после окончания киносеанса похищали девушек, но об этом в следующем номере газеты.
Р.Кулумбегов
На фото: Кинотеатр «Фидиуæг» ставший, к сожалению, уже историей. Из архива автора
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.