Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого
осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и
исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы,
военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники,
оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков
осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы
продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Гиппократ, греческий врач, философ (430 г. до н.э.):
«В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков, мечут дротики, и, сидя на конях, сражаются с врагами, пока они в девушках. Замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход».
Геродот, древнегреческий историк (410 г. до н.э.):
«Если скифы заключают с кем-либо клятвенный договор, то поступают при этом так: в большую глиняную чашу наливается вино, к нему примешивается кровь договаривающихся, причем у них делаются небольшие надрезы ножом на теле или уколы шилом. Потом погружают в чашу меч, стрелы, секиру и метательное копье. При совершении всего этого они долго молятся, потом пьют смесь как сами договаривающиеся, так и знатнейшие из присутствующих».
Аммиан Марцеллин, римский историк. (378 год до н.э.):
«В другой стороне, близ поселений амазонок, живут аланы, обращенные к востоку и состоящие из многолюдных и обширных племен. Разделенные таким образом по обеим частям света, аланы, живя на далеком расстоянии друг от друга, как кочевники, передвигаются на громадные пространства. У них нет хижин, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям. На этих кибитках мужчины соединяются с женщинами, на них рождаются и воспитываются дети. Гоня перед собой упряжь животных и стада, они пасут их. Наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми… Все что по возрасту и полу непригодно для войны держится около кибиток и занимается мирными делами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездою, считает позором ходить пешком. Все они являются хорошими воинами. Поэтому-то и персы, по происхождению скифы, очень опытны в военном деле… Почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами… очень подвижны вследствие легкости вооружения и во многом похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни… Как мирный образ жизни приятен людям спокойным и тихим, так им доставляют удовольствие опасности и войны. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении… Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все благородного происхождения. В правители они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами…»
Помпей Трог, древнеримский историк (230 г.):
«Понятие о справедливости внушено им умом собственным, а не законами. Самым тяжким преступлением у них считается воровство. К золоту и серебру страсти не питают… Эта воздержанностьпроизвела у них и справедливость нравов, именно отсутствие страсти к чужому. Весьма удивительно, что сама природа дает им то, чего эллины не могут достигнуть путем длинной науки мудрецов и наставлений философов, и что необразованное варварство при сравнении оказывается выше образованных нравов: настолько первым полезнее незнакомство с пороками, чем последним знание добродетелей».
Страбон, древнегреческий историк и географ (10 год до н.э.):
«У всех скифских и сарматских племен есть обычай холостить лошадей, чтобы сделать их более послушными, ибо лошади у них хотя и не велики, но очень горячи и неукротимы. Рассказывают, что когда один знатный воин, сражавшийся по вызову с врагом был убит и победитель приблизился, чтобы снять с него доспехи, то был сам убит конем побежденного ударами копыт и кусаньем…
Они хорошие конные и пешие воины, вооружаются луками, ножами, панцирями и меднымисекирами, в битвах носят золотые пояса и такие же повязки. Кони у них – златоуздые и в золотых наплечниках.
Юлий Фронтин, древнеримский военный и административный деятель (103 год н.э.):
«Скифский царь Атей, когда ему пришлось сражаться с превосходящими силами противника, приказал женщинам, детям и всей нестроевой толпе подогнать к тылу неприятеля стада ослов и быков и нести впереди поднятые копья. Затем он распустил слух, что будто к нему идут подкрепления от более отдаленных скифов. Этим уверением он побудил неприятеля отступить».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.