Южная Осетия. Хроника повседневности

16-08-2021, 14:04, История [просмотров 1853] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Южная Осетия. Хроника повседневностиИстория нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из повседневной жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №№ 1-64).

 

В январе нового 1935 года в Южной Осетии были отменены карточки на хлеб, муку и крупы. При этом стало сложно приобрести табачные изделия. В городе работало два табачных магазина, однако папиросы и табак найти на прилавках не было никакой возможности. Только у спекулянтов и то втридорога

В тот год в Южной Осетии появились нововведения заметные глазу. C 1 января в столице начало работать централизованное городское радио в домах, на улицах и площадях. Появились знаменитые черные тарелки на стенах в квартирах и на столбах. Ежедневное вещание велось с трех до четырех часов дня. Передавались вести по стране и зарубежные новости. Впервые в городском театре была организована городская елка и прошел карнавал.

Город Цхинвал стал официально именоваться именем руководителя СССР Сталина – выходит постановление Президиума ЦИК Союза ССР «О переименовании города Цхинвал в город «Сталинир». Это название указывало на осетинские корни Иосифа Джугашвили-Дзугаева. Расшифровка нового наименования столицы юго-осетинской автономии содержалась в самом названии «Сталинир», – буквально «Сталин-осетин».

Необходимо отметить, что решение центральных властей по поводу переименования вызвало недовольство руководства и жителей соседнего грузинского города Гори. Там считали, что раз уж Сталин родился и вырос в этом городе, то и имя вождя должно было быть присвоено ему. Напомним, что впервые решение о том, что Цхинвал должен носить имя советского руководителя, было принято еще в 1931 году на IX съезде Советов Юго-Осетинской автономной области. Но понадобилось еще три года для того, чтобы преодолеть усилия грузинского лобби в Москве.

В феврале жители Сталинира живо обсуждали инцидент, связанный с доверчивостью граждан. Мария Окропиридзе, известная городская гадалка и ворожея, взяла у жителя села Залда Мушкела Тигиева 800 рублей за снятие порчи со скота – сумма, по тем временам, внушительная. Однако не прошло и месяца, как у горца умерло сразу две коровы. Понятно, что Тигиев захотел вернуть деньги. В итоге соседи гадалки оказались свидетелями интересной перепалки. Мушкел Тигиев пытался вломиться в предусмотрительно запертые двери гадалки, в это время женщина поливала его с ажурного балкона холодной водой. Вскоре подоспел участковый милиционер и забрал скандалистов в участок. Городской суд оштрафовал обоих: Окропиридзе за незаконную деятельность, а Тигиева за сломанную дверь и замок. На суде гадалка отказалась вернуть деньги, но пообещала купить двух телят, вырастить их и отдать потерпевшему в качестве компенсации. В зале суда это намерение вызвало хохот.

В 30-х годах в СССР разворачивалась индустриализация, строились железные дороги, заводы, фабрики. Для участия в стройках привлекались комсомольцы и из Южной Осетии – так, группа молодых ребят отправилась работать на Таганрогский металлургический комбинат. Однако здесь сложилась неприятная ситуация. Руководство предприятия с пренебрежением отнеслось к представителям национальной окраины. Посланцам юга Осетии не выдавали полностью зарплату, ссылаясь на их низкую квалификацию. При этом ребятам в их горячем желании осваивать новые профессии было отказано, их ставили на самую тяжелую и низкооплачиваемую работу, кроме того, ущемлялись они и в получении жилья в общежитии. Особенно много придирок у заводского управления было к девушкам, которым строгое семейное воспитание не позволяло дерзить мужчинам в ответ. Им приходилось порой голодать. Не желая дальше терпеть несправедливость, ребята попытались отстоять свои права, что привело к открытому конфликту, в который руководство комбината вовлекло местных жителей.

Для урегулирования ситуации в Таганрог срочно выехала делегация из Цхинвала, в составе которой были участники Гражданской войны. Неизвестно, какие аргументы были приведены в беседе с таганрогским начальством, но вскоре был издан беспрецедентный по своей толерантности приказ по предприятию: «Осетинских девушек поставить на места, куда требуются квалифицированные рабочие, даже если они и не имеют нужной квалификации».

20 июня, в так называемый День советизации, а отмечалась 15-ая годовщина, в столице автономии прошли традиционные празднества. Жители города колоннами прошли к центральной площади Цхинвала перед театром, где ровно в 12.00 начался митинг. Его открыл председатель горсовета Г.Гаглоев. В это время со стороны Грузии над Сталиниром пролетели три аэроплана, встреченные аплодисментами участников митинга. Самолеты сбросили листовки и улетели. По окончании митинга состоялись гуляния на бульваре и в городском парке, где играл духовой оркестр.

По случаю праздника здание Совета народного хозяйства – Совнархоза (СНХ) было украшено гирляндами, вывешены флаги с серпом и молотом, установлены портреты Ленина и Сталина. Было и новшество: буквы СНХ составили из лампочек, которые ярко высвечивали эту аббревиатуру в ночи. С этим зданием, кстати, была связана одна особенность – перед ним всегда сидел на стуле его бывший владелец, цхинвальский богатей С.Грикуров. Это была единственная привилегия, которой тот удостоился взамен конфискованного советской властью дома.

 

Р.Кулумбегов

(продолжение следует)

Фото из архива газеты «Республика»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно