От Дона до Эльбы. Боевой путь кавалериста (к 80-летию начала Великой Отечественной войны)

29-06-2021, 13:05, История [просмотров 965] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

От Дона до Эльбы. Боевой путь кавалериста (к 80-летию начала Великой Отечественной войны)80 лет назад началась самая кровопролитная война в истории человечества, на фронтах которой храбро сражались наши соотечественники. По какой-то наивной беспечности мы не записывали рассказы наших дедов, сохраняя в памяти лишь навязанный пропагандой плакатно-драматический образ войны. Полное прозрение наступает уже в зрелом возрасте, когда мы становимся старше наших молодых дедушек, думаем о них, как о ровесниках, и понимаем их судьбу. И тогда война поражает масштабами, количеством исковерканных жизней, но, особенно – количеством подвигов.

 

Харебов Александр Андреевич родился в селении Хвце в новогоднюю ночь 1912 года в простой рабочей семье, одной из тысяч осетинских семей, испытавших в 1920-м году всю тяжесть геноцида. Отец умер незадолго до этих событий, и мать, Дарья Бетеева, одна пыталась спасти своих двух сирот, когда грузинская гвардия начала выжигать села и истреблять население. Младшая девочка Харебовых навсегда осталась на Зикарском перевале, заболев по дороге. Мама похоронила ребенка на обочине тропы и шла дальше на север с восьмилетним сыном. Через год вернулись в Цхинвал. Александр поступил на Рабфак 1-го МГУ и окончил 2-х годичные курсы. Между тем, в Москве в это же время в Институте гидрометеорологии училась цхинвальская девушка Келехсаева Наталья. Они познакомились, и судьба свела их вместе уже в Цхинвале. У них родились две дочери, Аида и Светлана. Лет пять мирной счастливой жизни – что ж, многим и того не удалось. В октябре 1941 года Александр был призван на войну Сталинирским военкоматом и сразу направлен на Закавказский фронт на курсы командного состава, где он три месяца обучался шифрованию. Все его качества подходили для этого – образованность, чрезвычайная аккуратность и исполнительность. В декабре 1941 года в звании лейтенанта Александр Харебов направлен в 6 отдел Штаба 115-й отдельной кавалерийской дивизии, только что сформированной в Кабардино-Балкарии.

В формировании кавалерийских частей по национальному признаку командование видело возможность восполнить тяжелые потери кадрового состава Красной армии в начала войны. Формирование шло на добровольных началах. Немало семей отдали в кавалерию своих ценных лошадей кабардинской породы, но большая часть прибывших из колхозов лошадей оказалась малорослыми рабочими конягами. Горцам было разрешено использовать национальную форму одежды. Отбирались наиболее надежные и физически крепкие люди не старше 40 лет. Моральный дух горцев был высок, однако бойцы 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии большей частью в армии никогда не служили, а командный состав был призван из запаса. В мае 1942 года после торжественного построения в Нальчике 115-я кавалерийская дивизия была отправлена на Северо-Кавказский фронт. Александр Харебов был одним из 60 осетин, состоявших в Кабардино-Балкарской дивизии, численность которой составляла 4,5 тысячи сабель.

Как правило, 6-ми отделами в штабах, были отделы радиосвязи. Радиостанций в Красной армии катастрофически не хватало, связь, особенно шифрованная, осуществлялась с большими проблемами. Донесения и приказы командования отправлялись подразделениям с курьером на машине, верхом на лошади или пешком, а то и ползком. Радиосвязь не любили за сложность трудоемкого кодирования текста, а также из-за опасений прослушивания вражеской разведкой. Известен приказ Гитлера в августе 1942 года по вермахту: «…кто возьмет в плен русского шифровальщика, либо захватит в плен русскую шифровальную технику, будет награжденЖелезным крестом, отпуском на родину и обеспечен работой в Берлине, а после окончания войны – поместьем в Крыму». В 1942 году для всех командиров Красной армии ввели обязательные личные радиостанции, с приданными к ним радистом и шифровальщиком. Это сыграло большую роль в победе над нацистами.

Летом и осенью 1942 года вермахт готовился к захвату Северного Кавказа и Сталинграда, 115-я дивизия участвовала в боевых действиях на Северо-Кавказском фронте, воевала в междуречье Дона и Волги, в предместьях Ростова-на-Дону. В боях под Ростовом Александр получил ранение, но вернулся в строй очень быстро, долечиваясь на хо-ду, дивизия несла потери с самого начала, каждый боец был на счету. 14 районов Сталинградской области уже были оккупированы немцами. Ставка передала приказ всем фронтам, где прозвучала знаменитая фраза: «Ни шагу назад!». По примеру армий вермахта создавались штрафные батальоны и заградительные отряды, паникеры и трусы расстреливались на месте, отступательные настроения жестоко наказывались.

В составе 51-й армии вместе с другими частями ударной группы 115-я дивизия должна была оборонять южный берег Дона в направлении Сталинграда и не допустить прорыва противника к Северному Кавказу. Кавалеристам противостояли танковые и моторизованные части немецкой армии и дивизии 6-го румынского корпуса. 18 июля 1942 года за неполные сутки дивизия проделала 300-километровый марш к месту, где немцы пытались прорвать оборону, затем сразу была переброшена к новому месту дислокации, куда кавалеристы двигались ночью под сильнейшим обстрелом с воздуха, неся большие потери. До конца августа дивизия вела ожесточенные бои, включавшие рукопашные схватки с противником. Жестокий бой произошёл 29 июля в районе Мартыновки, когда немецкие войска вышли в тыл дивизии и окружили некоторые ее части. В уличных боях было подбито 38 немецких танков и уничтожено два батальона пехоты. Дивизия вышла из окружения, но с большими потерями. И все же по приказу командования 115-я дивизия 2 месяца защищала подступы к Сталинграду, держа оборону против немецких танков, в результате чего более 3 тысяч конников погибло в кровопролитных боях. В октябре 1942 года 115-я кавалерийская дивизия была расформирована, так как невосполнимые потери составили две трети личного состава.

Александр Харебов был направлен в 81-ю кавалерийскую дивизию 4-го кавалерийского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Т. Шапкина вместе с оставшимися бойцами своей части. Тяжелейший период боевого пути бойца кавалерии только начинался. 18 ноября 1942 года 81-я дивизия в составе 51-й армии прибыла на Сталинградский фронт, в том числе и старший лейтенант Александр Харебов. Оборонительный этап Сталинградской битвы к этому времени завершился, контрнаступление началось. 81-я кавалерийская дивизия участвовала в боях с 20 ноября 1942 года южнее Сталинграда, выполняя роль в обеспечении внешнего фронта кольца в операции окружения противника. Им предстояло пробиваться вглубь заснеженной степи, а затем отражать атаки немецких танков. В район сосредоточения корпус прибыл после длительного марша около 500 километров, сразу совершил прорыв через румынские части и захватил Абганерово атакой в конном строю. Сразу же получив приказ занять следующую цель, Котельниково, 81-я дивизия атаковала в шесть раз превосходящие силы немцев. Атака была отбита под ударами авиации, в результате чего дивизия понесла большие потери и перешла к обороне. Отмечалось полное бездействие советской авиации. 4 декабря все 150 танков 6-й танковой дивизии вермахта с пехотой атаковали и полностью окружили расположение 81-й кавалерийской дивизии. Кавалеристы вели бой в течение всего дня, а ночью остатки дивизии мелкими группами пробились из окружения. Общие потери дивизии составили около двух тысяч человек. Трагические события в Котельниково описаны в романе Ю. Бондарева «Горячий снег». Ценой жизней тысяч кавалеристов командование добилось того, что новые эшелоны немецких танков не смогли продвинуться к Сталинграду на помощь блокированной армии Паулюса. За мужество и самоотверженность, проявленные в боях в ходе Сталинградской наступательной операции, в декабре 1942 года старший лейтенант Александр Харебов награжден медалью «За оборону Сталинграда». К награде он был представлен зенитным артиллерийским полком, что говорит о том, что в топку той самой губительной атаки на Котельниково были брошены все силы 81-й кавалерийской дивизии. Пали на поле боя командир дивизии и начальник штаба.

Но войска не нарушили приказа «Ни шагу назад!». Между тем, Александр на все время Сталинградской битвы, начиная с обороны и до победы в наступательной операции, не имел возможности дать своим родным знать, что он жив, весточки от него не было долгих девять месяцев. Девочки ходили в детский сад, и в мирном Сталинире о войне маленьким детям напоминал только эвакогоспиталь в здании бывшей женской школы. Недалеко от госпиталя было деревянное здание морга. Умерших в госпитале бойцов Красной армии хоронили на Згудерском кладбище, там и сейчас можно найти надгробия со звездами. По выходным девочки вместе с мамой, как и все жители города, ходили в госпиталь, относили раненым домашнюю еду и, если удавалось раздобыть, то свежую газету. Зимой, сидя у печки, без конца перечитывали папины письма, написанные каллиграфическим почерком шифровальщика. Все сталинирки с замиранием сердца и надеждой ждали возвращения своих сыновей, мужей и отцов.

В конце января 1943 года южная группа войск вермахта, окруженная советскими частями под Сталинградом, наконец, прекратила сопротивление и сдалась в плен. Наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне. С февраля 1943 года Александра переводят в распоряжение 5-й гвардейской кавалерийской дивизии 3-го кавалерийского корпуса под командованием генерала Н. Осликовского и он отправляется на 2-й Белорусский фронт. Предыдущий командующий этого корпуса, генерал Исса Плиев к тому времени был назначен командующим конно-механизированного корпуса, отличившегося в Белорусской наступательной операции «Багратион» в 1944 году. В этой же операции в рядах 5-йгвардейской кавалерийской дивизии имени Г.И. Котовского участвовал Александр Харебов. И не просто участвовал – в августе 1944 года приказом командования 2-го Белорусского фронта он был награжден Орденом Красной Звезды. В октябре 1944 года 5-я дивизия вышла на государственную границу с Германией, особенно отличилась в бою за Танненберг в Восточной Пруссии, за что дивизии было присвоено почётное наименование Танненбергской. Александр получил еще одну награду – медаль «За взятие Кенигсберга».

О том, что 25 апреля 1945 года недалеко от города Торгау на реке Эльба войска 1-го Украинского фронта армии СССРвстретились с войсками 1-й армии США, знают все. Но встречи союзников происходили не только в Торгау. 2 мая 5-ая кавалерийская дивизия 2-го Белорусского фронта овладела городом Ленцен, вышла на реку Эльба и соединилась с войсками 13-го американского пехотно-танкового корпуса. Оттуда же, из Ленцена пришли последние военные фотографии гвардии старшего лейтенанта Александра Харебова. Гвардейцы встретили День Победы наЭльбе, проведя 9 мая 1945 года собственный парад через Триумфальную арку в центре города Ленцен. В этот же день Харебов был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а затем и Орденом Отечественной войны II степени.

Он, как и все другие бойцы, вернулся домой с войны не сразу, его уволили в запас только в 1946 году. Выросших девочек Александр узнал не сразу. Мирная жизнь давалась трудно, он еще долго носил шинель с дырявыми отосколков полами, сапоги и военную гимнастерку, другой одежды просто не было, и жадно собирал книги советских полководцев о Великой Отечественной. Сохранился личный листок Александра Харебова, где в графе «пребывание за границей» он своим знаменитым каллиграфическим почерком записал: «Восточная Пруссия, Польша и Германия» и добавил: «В составе частей Советской армии». О войне рассказывать не любил, но иногда все же вспоминал тяжелейшие месяцы битвы за Сталинград, в которой он потерял много друзей, как не спали неделями, как перешли реку по тонкому льду, выстелив коням дорогу из своих бурок, пили грязную воду из луж, голодали, спасались от вшей в условиях долгой окопной жизни и берегли лошадей, на которых покушались оголодавшие солдаты. Красивых историй было мало, как и трофеев – швейцарские часы и немецкий довоенный фотоаппарат. Был еще именной пистолет с табличкой, который, как ни протестовали внуки, дед сдал в музей Великой Отечественной войны. Скончался Александр Андреевич Харебов в 1995 году, успев увидеть правнука и пережив распад страны, за которую он воевал, а после – еще одну войну, но уже с другим фашиствующим врагом.

 

Инга Кочиева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Популярно