Южная Осетия. Хроника повседневности

6-06-2021, 18:06, История [просмотров 1252] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Южная Осетия. Хроника повседневностиИстория нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из повседневной жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической перспективе. (начало в №№ 1-42)

 В 20-х годах в Цхинвале был всего один кинотеатр, да и тот обретался в стенах городского театра в левобережной части города. Здание было без особых претензий на архитектурные излишества: дощатые стены, небольшая эстрада. Киномеханик со своим проектором располагался на виду сидящей в зале публики. Рядом с ним тапер-пианист, сопровождающий кинопроекцию игрой на пианино – звуковое кино тогда еще не пришло в Цхинвал. Однако, каждый вечер, кроме понедельника в кинотеатре был аншлаг. Люди сидели в общем зале, для особых гостей была небольшая ложа, куда имели доступ местные чиновники и …постояльцы городской гостиницы. Тогда приютный дом занимал помещение нынешнего военного комиссариата по ул.13 коммунаров и был в шаговой доступности от кинотеатра.

В 1927 году свои двери открыло специализированное заведение, кинотеатр «Фидиуæг» (Глашатай). Зрители в первый день посмотрели фильм «Абрек Заур» с участием Лади Бестаева, популярного актера советского немого кино, выходца из Южной Осетии. Интересный факт – музыкальное сопровождение в этот раз осуществлял не пианист, а группа музыкантов, игравшая на национальных инструментах. Впрочем, опыт был не очень удачным, так как долисты и гармонисты иногда в самый драматичный момент киносюжета начинали играть бодрую музыку.

В начале каждого года любителей кинофильмов по традиции радовали киноновинками. В январе 1929 года состоялась премьера фильмов «Свержение династии Романовых», «Декабристы», «Сурамская крепость» и «Амок». Кинокритик в газете «Хурзæрин» отмечал: «Если первые три фильма несут воспитательное значение, то последний должен понравиться только цхинвальским торгашам, так как показывает красоты жизни заграничных богатеев». Кинофильм «Амок» был снят по произведению австрийского писателя С.Цвейга и рассказывал о жизни врача в одной из азиатских колоний. Киноповествование действительно происходило на фоне картин жизни аристократической публики.

Кинотеатр «Фидиуæг» был своеобразным досуговым центром, связанным с городским бульваром. Молодые влюбленные парочки обычно назначали свидание на бульваре, и после променада можно было пригласить девушку в кино на какой-нибудь романтический фильм. Впрочем, мог сойти и любой другой фильм – любовную лирику не мог перебить даже Ленин, вещающий с экрана свои апрельские тезисы.

В тот год жители автономной области жили не только развлечениями. Приходилось трудиться и на благо общества. К примеру, 20 мая 1929 года была установлена повинность на дорожные работы. Так, жители Цхинвала, сел Дзау и Рук в возрасте от 18 до 50 лет обязывались отработать на прокладке шоссе Рук – Цхинвал по пять дней. К работам привлекали как мужчин, так и женщин. Те же, кто хотел избежать этого, должен был заплатить 1 рубль 40 копеек за каждый день повинности.

Строились не только шоссе, но и мосты. 1 ноября было окончено строительство мостов через реку Паца у с.Гуфта, Сухтинского моста через Лиахву и моста через р. Чимас. На сооружение Гуфтинского моста ушло 10 месяцев – по скорости строительства на тот момент ему не было равных в Закавказье. В процессе строительства возникали не только сложности с самими строительными работами. Вот что писал инженер У.Кочиев, проходивший на строительстве моста производственную практику: «Здесь я встретился с такого порядка трудностями: желающих работать на строительстве моста было значительно больше, чем требовалось. И не попавшие в артели начинали разводить демагогию, что я сколачиваю бригады по признаку родства и знакомства. Приходилось изрядно понервничать. С начала скальных работ же рабочие начали скандалить, обвиняя руководство стройки в занижении объема выполненных ими работ…».

Необходимо отметить, что рублем наказывали не только за попытку отлынивать от общественных работ. В тот год было принято постановление областного партийного руководства, согласно которому все рабочие и служащие в возрасте до 50 лет, а также крестьяне, возрастом до 40 лет, обязаны были ликвидировать свою неграмотность. Для городских жителей на это отводился срок в один год, на селе – два года. Ликвидация неграмотности проходила путем посещения специальных изб-читален. Те, кто не выполнял это постановление, штрафовались на сто рублей или приговаривались к принудительным работам сроком на один месяц.

Материальное взыскание в деле побуждения к освоению грамотности было самым действенным средством. Житель селения Кемульта Росеб Б. категорически отказывался посещать курсы по обучению грамотности. «Для того, чтобы пахать землю плугом мне грамота не нужна», – был он категоричен первое время, но после того как с него взыскали триста рублей штрафа, Росеб резко изменил свое мнение. Теперь он в числе первых каждое воскресенье оказывался перед дверьми избы-читальни в поселке Дзау.

В Цхинвале функционировало казино, которое принимало посетителей с пятницы по воскресенье включительно – пятница и воскресенье были обычными днями работы городского рынка. Понятно, что именно тогда и появлялись клиенты, имевшие свободные деньги, вырученные за проданный скот, шерсть, сыр.

Городская публика, не имевшая больших денег, также периодически имела возможность ощутить азарт – в Цхинвале организовывались вещевые лотереи. Стоимость лотерейного билета была 2 рубля 40 коп. Так, в августе 1929 года разыгрывались 1200 венских стульев производства местной фабрики, 10 железных плугов, 10 бурок и одна швейная машинка «Зингер». Последнее чудо швейной механизации досталось Сандро Цховребову.

В Цхинвале снова возобновил работу городской телеграф, бездействующий с 1921 года. Ранее, чтобы послать депешу из Южной Осетии, ее текст передавали по телефону на телеграфную станцию в Гори, а оттуда уже дальше по телеграфной линии. Сейчас же сообщения можно было отправлять прямо из Цхинвала. Одним из первых телеграмму в Тифлис отправил городской предприниматель Соломон Бениашвили, просивший своего делового партнера привезти в Цхинвал ткани.

8 июня 1929 года состоялись торжества по случаю очередной годовщины провозглашения Советской власти в Южной Осетии. Прошла традиционная демонстрация и митинг. Был заложен фундамент нового цеха лесокомбината и переданы ключи жителям двух новых многоквартирных домов.

 

Р.Кулумбегов

Фото из фондов Национального музея

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031