Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из повседневной жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической перспективе. (начало в №№ 1-37)
Южная Осетия исторически была аграрным регионом, однако общие веяния в СССР, направленные на индустриализацию страны отразились и на юге Осетии. Стали строиться производства: мебельная фабрика, механические мастерские, гидроэлектростанции. Наиболее прибыльной было функционированиенебольшого лесопильного завода, который был привезен в 1922 году из Тифлиса. Это производство принадлежало известному лесопромышленнику, купцу Сави Парастаеву. Предприниматель был выходцем из Южной Осетии и юго-осетинские власти постарались при разделе национализированного имущества «буржуинов» добиться передачи завода Цхинвалу. Благодаря доходам от лесопильного завода удалось, в частности, изыскать средства для приобретения городской типографии.
Сам Сави Парастаев к этому времени уже жил в Цхинвале, переехав сюда жить с семьей из Тифлиса. Конечно же, от былого благосостояния после советизации мало что осталось – только воспоминания. Бывший богатей изредка прохаживался по городским улицам мимо своих доходных домов, в которых теперь размещались разные конторы или проживала советская и партийная элита. Заходил он посмотреть и как работает его бывший лесопильный завод. Очень его огорчало безответственное отношение некоторых работников завода к работе. «Бездельничают и воруют», – ворчал Парастаев после каждого возвращения из импровизированной экскурсии по волнам своей памяти.
В 1926 году в столице Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) состоялось событие, которое положило начало новой традиции. 7 ноября была организована первая встреча по футболу на городском стадионе. Играли команды Цхинвала и соседнего грузинского города Гори. Матч окончился со счетом 2:1 в пользу цхинвальцев.
17 декабря прошла Всесоюзная перепись населения. В Южной Осетии в ее проведении участвовали 10 инструкторов и 120 переписчиков. По ее результатам стало известно, что население ЮОАО составляет 87375 человек. Среди них 60351 осетин, 23538 грузин, 1374 армянина, 1 739 евреев и 373 человека – жители других национальностей. Население Цхинвала – 6 000 человек, которые жили в 1 560 домовладениях. В 1926 году в автономной области умерло 1 600 жителей, родилось 3 100 детей.
Всего на территории Южной Осетии было 540 населенных пунктов, 12860 крестьянских дворов. Отдельно проводилась инвентаризация хозяйства области. В наличии «живого инвентаря» было: лошадей – 31300 голов, крупного рогатого скота – 40380 голов, мелкого рогатого скота – 99250 голов, свиней – 12300, пчелиных семей – 2600 ульев, плугов – 369 штук. А в одном хозяйстве в переписной лист записали даже верблюда, невесть как оказавшегося в горном крае.
Была организована выставка местного крупного рогатого скота. Лучшей породойкоров был признан скот из сел Цъон и Рук. Буренка-победительница дала удой в 12 литров молока. Хозяин коровы получил премию в 30 рублей. В Южной Осетии была устроена и племенная станция для улучшения местной осетинской черной породы крупного рогатого скота. Для станции у населения приобрели «10 коров и 2 бугая местной породы». Руководство автономной области выделило средства на организацию альпийской молочной фермы. Лучшие работники сельхозотрасли направлялись на специализированные выставки в Москву и Тбилиси.
Начало нового 1927 года отметилось важным событием в культурной жизни автономии. 16 января в Цхинвал приезжает молодой Васо Абаев. Перед работниками Общества краеведения он прочитал лекцию о литературном наследии осетинского просветителя Иване Ялгузидзе (Габараева). Васо в тот год исполнилось всего 27 лет, впереди была яркая и долгая жизнь. А тогда это был молодой, подающий надежды осетинский ученый. В начале февраля прошли большие снегопады, приведшие к разрушениям и человеческим жертвам. В селении Андорет под обвалом оказались погребены пять человек; по дороге в Цхинвал замерзли четыре человека семьи Джиоевых из села Джалабет. В самом городе под тяжестью снега проломились несколько крыш.
В июне в районе села Белот Цхинвальского района появились олени. Несколько семей благородных животных спустились к населенному пункту. Газета «Хурзæрин» даже послала на место фотографа, но ему не удалось встретить оленей. При этом в газетах публиковались объявления о покупке Тбилисским зоопарком диких животных. Стоимость поимки горного тура оценивалась в 40 рублей, барса – 35 рублей, орла – 20 рублей, оленя – 100 рублей.
29 июня 1927 года произошло солнечное затмение, вызвавшее обычный в этомслучае переполох и ожидание конца света. В этот день «разжалованный» священник одного из горных селений Иуане Цховребов, обратился к односельчанам: «Это знамение безбожникам большевикам за то, что они закрывают церкви и морят голодом Божьих людей!». Через пару дней священнослужителя вызвали в милицию в районный центр, поселок Дзау для профилактической беседы.
В июле в Южную Осетию прибыл первый трактор, который был передан сельхозартели «Гутондар» селения Цунар (Хетагурово). История сохранила нам имена первых трактористов и механиков: Казимир и Павел Джиоевы, Константин Бигулаев.
В Цхинвале, в доме Чако Зассеева по ул. Джавской (сегодня ул.Осетинская) открылось новое фотоателье. «Делаем фотокарточки лучшего качества на память о вашей жизни!», – табличка с такой призывной надписью была установлена у входа в фотостудию.
В октябре 1927 года цхинвальский врачВасил Дзуццев отметил юбилей начала своей медицинской практики в Южной Осетии. Первого пациента он принял в 1877 году в своем доме, который тогда располагался на ул. Тельмана (ныне Х.Гаглоева). Общественность Цхинвала – осетины, армяне, грузины, евреи – отпраздновали 50-летие врачебной деятельности осетинского эскулапа и подарили ему золотые часы. На праздничном застолье добрым словом вспоминали и первого в Цхинвале стоматолога Падо Кулумбегова, расстрелянного грузинскими гвардейцами на пороге своего дома летом 1920 года
В 1927 году отмечалось десять лет Октябрьской революции. Новая эпоха устанавливала свои традиции, среди которых – отмечать революционные даты новыми инициативами и достижениями.
Р.Кулумбегов
(продолжение следует)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.