Южная Осетия. Хроника повседневности

27-03-2021, 16:45, История [просмотров 1294] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Южная Осетия. Хроника повседневностиИстория нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из повседневной жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической перспективе. (начало в №№ 1-20)

 

В марте 1921 года войска грузинского правительства бежали из Цхинвала. В столицу края вошли вооруженные осетинские подразделения. Единственный боевой эпизод произошел у селения Кемерт на подступах к Цхинвалу, где был выставлен заслон грузинской гвардии. Последовала непродолжительная перестрелка, противник был рассеян и отступил в окрестные леса.

В Южной Осетии окончательно установилась Советская власть – в городе на домах были сброшены кизилово-белые флаги правительства Ноя Жордания и вывешены красные стяги. Кумачовый флаг над дверью городского почтамта вывесил и почтмейстер Артамонов. На имя Ленина, руководителя Советской России из Цхинвала была послана телеграмма: «Южно-Осетинская беднота приветствует Вас, великого вождя, защитника угнетенных и бесправных... мы верим, что у нас будет утверждена Советская власть, и никто не помешает нам устроить жизнь по собственному разумению, а не по чужой указке».

Местное население к политическим пертурбациям пока относилось настороженно. Подобные перемены за последние год-два здесь происходили неоднократно и будущее еще четко не просматривалось. Так, и сапожник Абрам справедливо заметил: «Сапоги чинить надо и большевикам».

Куда менее оптимистично были настроены цхинвальские богатеи и предчувствия их не обманули. В марте был создан временный орган местной власти – Революционный комитет (Ревком). Эта структура имела в своем составе живых людей, которым было необходимо присутственное место. В это время одним из престижных зданий в центре Цхинвала был дом богатея Тикуна Карсанова (ныне здание МВД). Оно и сегодня отличается внушительностью. Именно здесь и разместился Ревком. При этом самому Тику-

ну из десяти комнат оставили одну каморку. На вопрос, почему он смирился с произволом новых властей, Тикун пояснил: «Ничто не убеждает так, как человек с направленным на тебя револьвером».

Публичный дом, открытый оккупационными грузинскими властями в сентябре 1920 года был закрыт и все девицы, завезенные сюда из Тифлиса, были отправлены под конвоем обратно. Правда одна из них, по имени Ивлита, все же осталась в Цхинвале, так как ее руки попросил завсегдатай этого злачного заведения, местный житель Алеко М.

Несмотря на то, что в Цхинвале действовали новые власти, порядка здесь все еще было мало. В городе происходило сосредоточение вооруженных людей, которые не хотели признавать законность и порядок. К сожалению, нередки были грабежи, которые без лишней скромности их организаторы называли экспроприацией. При этом все обосновывалось лозунгом: «Грабь награбленное!». В итоге сперва пострадали местные богатеи, после рядовые лавочники и торговцы, затем вооруженная братия взялась за простых обывателей. Стало ясно, что необходимо наводить порядок, невзирая на революционные заслуги.

11 мая 1921 года был опубликован приказ коменданта Цхинвала о введении режимного положения в городе. В нем было объявлено для сведения всех граждан, что по воскресным дням разрешается хождение до 12 часов ночи, в обычные дни до 9 часов вечера. В объявлениях, расклеенных по городу, указывалось от имени коменданта: «Объявляю для сведения всем театральным секциям о необходимости заблаговременно брать разрешение у комен­данта Цхинвала для устройства спектаклей и вече­ров. Вторично приказываю всем начальникам милиции вме­нить в обязанность дежурным милиционерам быть на местах. Строго следить за всякой стрельбой и всяким нарушением порядка по месту и району. Вменить в обязанность всем патрулям – всех лиц, задер­жанных после 9 часов вечера, представлять в канцелярию революционной сотни (вооруженное подразделение комендатуры – прим.ред.) в дом Исака Мелкуева. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы военно-революционному трибуналу».

Напряженность в регионе создавалась ипо еще одной причине. После оккупации Южной Осетии войсками правительства Грузии летом 1920 года началось разграбление региона. Угонялся скот, захватывалось имущество беженцев-осетин, дома разбирались на бревна и вывозились в Грузию. В числе мародеров было и население соседних с Южной Осетией районов Грузии. После возвращения осетин на Родину, люди стали искать свое имущество. Что-то удавалось находить и возвращать законным владельцам.

К сожалению, это порой приводило к негативным проявлениям. В одном из докладов Чрезвычайной комиссии указывалось: «Частные лица и целые группы устраивают хождение по селам и отыскивают скот и прочее имущество, которое было разграблено меньшевистскими бандами на юге Осетии; производятся самочинные отбирания имущества, скота и прочее, а также обыски и аресты». Необходимо было прекратить и этот произвол.

Во время геноцида 1920 года были не только примеры злодеяний, но и благородства. Так, глава селения Дирби Горийского уезда Илико Блиадзе выступил в защиту жителей соседних осетинских селений Гвиргвина, Зиулет и Кватетри. Он заявил грузинским гвардейцам, намеревавшимся сжечь и эти села, что сам наведет здесь порядок. Свою уверенность он подкрепил вооруженным отрядом из односельчан, размещенным на дороге, ведущей в эти села. Командир отряда Национальной гвардии решил не создавать себе проблем и направился со своим подразделением в Цхинвал. Через некоторое время благодарные жители этих осетинских сел подарили Илико Блиадзе коня с седлом.

В 1921 году в состав Южной Осетии стали возвращаться ее исторические земли, оказавшиеся волею российской имперской администрации в пределах Грузии. 6 июня 1921 года из осетинского населения Ахалгорского (ныне Ленингорского) общества был образован Сапершестский сельский округ. 20 июня в состав Юго-Осетии входит Часавальское общество, ранее находившееся в Рачинском уезде. Это решение было определено волей самого населения. В постановлении указывалось: «Выделиться из состава Рачинского уезда и присоединиться к Южно-Осетинской самоуправляющей единице, и, тем самым, войти в плотную семью Южной Осетии».

29 июня 1921 года в состав юга Осетии входит и население Кобской котловины и ущелья Тырсыгом.

 

Р.Кулумбегов

(продолжение следует)

 

На фото: Красноармейцы из состава Цхинвальской комендатуры Федор Догузов (слева) и Иосиф Лохов (из фондов Национального музея РЮО)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно