Российский военный гарнизон в Южной Осетии насчитывает уже полтора века

28-10-2020, 11:08, История [просмотров 1399] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Российский военный гарнизон в Южной Осетии насчитывает уже полтора векаВ настоящее время в Дзауском районе РЮО дислоцируются российские военные подразделения и гарнизоны пограничников. Но, как оказалось, российское военное присутствие здесь имеет давнюю традицию.

Время стирает не только отрицательные эмоции, но и память. Сегодня мало кто знает, что в селении Рук в каменном бастионе стоял гарнизон царских войск, а в поселке Дзау была военная крепость и небольшая белоснежная часовня.

К сожалению, не сохранилась точная дата постройки оборонительных сооружений российских войск в с.Рук, но доподлинно известно, что работы по возведению укрепления по специальному распоряжению должны были начаться уже в мае 1857 года. В его строительстве принимали участие мастеровые, выписанные из России, а также солдаты из гарнизона крепости в с.Дзау. И, конечно же, местные жители. При этом Дзауский гарнизон выделял половину личного состава, как для строительства, так и для охраны стройки и строителей. А из числа местных жителей предполагалось «высылать ежедневно 300 осетин при трех благонадежных и расторопных старшинах, и сделано было распоряжение об удовлетворении этих рабочих провиантом». Но, прежде чем начать строительство, российские инженеры отремонтировали дорожное полотно от села Дзау к селению Рук. Были приняты и меры по обеспечению стройки строительными материалами. В распоряжении российской администрации указывалось, «чтобы весь потребный строевой лес, булыжный камень и дрова для выжигания извести, на основании прежнего распоряжения, были бы жителями доставлены на место. Чтобы для подвозки к месту работ кирпича, извести и песку наряжалось бы потребное число подвод».

Из документов становится понятным, что к моменту строительства укреплений в с.Рук крепость в Дзау уже функционировала значительное время. На это указывает и рапорт командира гарнизона: «Строения в укреплениях Джавах и в частях самого укрепления произошли значительные повреждения, деревянная солдатская казарма пришла в такую негодность, что угрожает уже совершенным обрушением».

Опорные пункты российских войск были выстроены по всему периметру границы Российской Империи. Но и в тылу, в районах возможных волнений также выстраивались фортификационные сооружения. Особенно их много было на Кавказе. В Южной Осетии народные выступления были связаны с попытками грузинских князей, с помощью российской администрации, установить свое господство в регионе. Поэтому, когда не было грузинских притязаний, то не было и волнений. И российские солдаты могли нести службу без особых тягот. В отличие, например, от Чечни и Дагестана, где даже мирные горцы похищали отдельных солдат с целью выкупа. Это красочно описано в повести М.Лермонтова «Бэла».

Описанное Лермонтовым укрепление вполне могло быть таким же, как и в селении Рук: «Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; – с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа».

Те из наших читателей, которые знакомы с повестью «Бэла» знают, что главной сюжетной линией повествования была история чувств русского офицера и черкесской девушки. Разность менталитетов, различия в религии стали поводом для трагического исхода этих взаимоотношений. Были ли подобные сердечные перипетии господ офицеров и красавиц из селения Дзау, сказать трудно. В любом случае, надеяться на разгул страстей не приходилось. Здесь уместна характеристика, вложенная автором в уста одного из героев повести «Бэла» Максима Максимовича: «Вы местных девушек не знаете… это совсем не то, что грузинки или закавказские татарки – совсем не то. У них свои правила: они иначе воспитаны».

Между тем, исторически имеются сведения о добром отношении к российским солдатам и офицерам со стороны местных жителей. Это отразилось даже в именах. Так, в церковных книгах данного периода мы встречаем такие новоявленные имена как Майор и Капитан.

Надо отметить и участие русских военнослужащих в общественной жизни жителей Дзау и Рук. Военные мастеровые делились строительными навыками с местными жителями, военные саперы помогали строить дороги и мосты. Были примеры, когда солдаты обучали грамоте местных детей...

Сегодня трудно судить о том, какими стратегическими мотивами руководствовалось имперское военное командование, строя два укрепления именно в Дзауском ущелье. Важное коммуникационное значение перехода через Рукский перевал было известно давно. И хотя в этот период Россия военных действий в направлении Закавказья не вела, очевидно, фортификационные работы делались с прицелом на будущее.

Коцты Х.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно