Неразгаданная тайна Царциатæ
Из исторических источников известно, что в Южной Осетии в раннем средневековье существовал город, населенный неким таинственным народом. Об этом свидетельствуют легенды и сказания, дошедшие до наших времен с рассказов местных жителей высокогорного ущелья Урстуалгом. Но в эти легенды до сих пор мало кто верит, считая их плодом вымысла, этаким фольклорным материалом, подобным эпическим сказаниям о нартах. Между тем, в середине прошлого века близ селения Едыс Дзауского района в результате археологических раскопок были обнаружены следы поселения со множеством остатков жилищ, мастерских и т.д. В некоторых местах их фундамент сохранился и до наших дней. Холм, близ которого были обнаружены эти исторические находки, местные жители издревле называли «Царциаты калак». Археологические раскопки показали, что здесь в древности находился немалый по тем временам город, возможно, город ремесленников. Тогда же историками было озвучено мнение, что по всей видимости заселяли его аланы. Подобный вывод сделан не случайно, ученые проанализировали характер обнаруженных захоронений и пришли к выводу, что найденное там оружие, предметы утвари и характер погребений практически аналогичен материалу, который в разное время был обнаружен в аланских захоронениях в ряде других мест. Казалось бы, эти находки не могут представлять какого-либо интереса в плане проведения родственных параллелей, поскольку аланы являлись прямыми предками современных осетин. Но в подобных исследованиях нет-нет, да всплывают упоминания о таинственных царциата. Пусть и основываются они лишь на мифах и легендах. В осетинском языке упоминания об данном народе нередки. К примеру, «Царциаты диссæгтæ», «Царциаты цæрддзу фæкæн», «Царциаты сæфт фæкодтой» и т.д. Однако до сих пор это направление остается абсолютно неисследованным, хотя для изучения истории осетинского народа оно представляет значительный интерес. Владимир Ванеев, старший научный сотрудник ЮОНИИ им. Ванеева считает, что фольклор отражает жизнь народа и при внимательном рассмотрении фольклорного материала в нем нередко можно обнаружить элементы исторической реальности и с этим невозможно не считаться. «Царциатæ – уникальное явление древнейшей истории осетинского народа, – считает Владимир Ванеев, – молва о них в разное время привлекала и продолжает привлекать внимание многих видных ученых, но до сих пор нет четкого анализа о том, кто же все-таки были эти люди и что у них общего с аланами. Некоторые ученые, допускающие реальное существование этих людей, тем не менее, сходятся во мнении о том, что царциатæ – это одно из аланских племен. Но здесь уместно спросить, что заставило алан искать жилищные условия в труднодоступных горах, когда они во времена процветания Аланской державы имели огромные территории на равнинах. На мой взгляд, это все же был другой народ, имеющий, безусловно, с аланами определенные родственные взаимосвязи. Или же определенная каста аланского народа, жившая несколько обособленно. В XIV веке в результате монголо-татарского нашествия, войска алан, оставшиеся после разгрома, ушли с завоевателями и оставили свои обширные территории. Можно только предполагать, что тогда же вместе с завоевателями ушли и Царциатæ, поскольку след их теряется. Между тем, в Осетии и по сегодняшний день есть населенные пункты, местности, чье происхождение наименований окутано тайной. Лично я думаю, что многочисленные топонимы горной Осетии – это наследие именно царциатского языка. Осетины, ушедшие в горы, стали также перенимать у Царциат личные имена, от которых позже образовались многие осетинские фамилии, и которые в той или иной форме встречаются в фольклоре, но о содержании которых не имеется необходимых познаний по сей день». Владимир Ванеев задается и вопросом о том, какой язык был у Царциатов и сохранились ли какие-либо его следы по сегодняшний день? Вопрос весьма сложный и вряд ли можно дать на него утвердительный ответ, здесь могут быть уместны только предположения. «У осетин встречается много наименований топонимов и фамильных имен, которые являются носителями явного осетинского корня, но вместе с тем у лингвистов нет четкого объяснения их происхождения, – размышляет Владимир Дмитриевич, – на эти вопросы не может дать полного ответа даже Историко-этимологический словарь Василия Ивановича Абаева. В арсенале у выдающегося ученого-осетиноведа около 180-ти языков, с которыми осетинский язык связывали определенные параллели. Васо Абаев весьма удачно эти параллели проводил, но в его словаре имеются и пометки: «происхождение не ясно», «может быть», «вероятно». Для некоторых слов ученый не смог найти параллелей и они так и остались для него непонятными. Эти слова, на мой взгляд, вполне могли быть заимствованы из царциатского языка. Таким образом, исчезнувший царциатский язык следует искать не где-то, а в самом осетинском языке. То же самое касается и некоторых осетинских фамильных имен. К примеру, мы не знаем, что означают «Дзес», «Беджыза», «Медо», «Деме», и т.д., от которых образовались соответствующие осетинские фамилии. Не исключено, что и эти имена были заимствованы у Царциат. Что касается топонимии, то только лишь в одном ущелье Урстуалгом Южной Осетии мы встречаем более 80-ти топонимов, происхождение которых неизвестно, а по всей горной части Осетии эти топонимы исчисляются тысячами. Васо Абаев интересовался горной топонимией Осетии, и в процессе исследований пришел к выводу, что в древности в горах Осетии проживал неизвестный нам народ с отличными элементами языка, оставив как свидетельство своего пребывания на этих территориях множество топонимов и личных имен».
В осетинском устном народном творчестве существует очень интересная легенда «Царциатæ æмæ Цъыбыртты диссæгтæ». В этой легенде Царциатæ и Цъыбыртæ повздорили из-за земельных угодий. В результате силового столкновения Царциатæ полностью истребили Цъыбыртов, дотла сожгли их жилища, отсюда и изречения «Цъыбырты сыгъд сæ бакодтой». Это изречение наряду с «Царциаты диссæгтæ» взято из глубинвы веков и до сих пор широко употребляется в осетинском языке.
…Безусловно, с мнением Владимира Ванеева можно спорить, поскольку его рассуждения кажутся несколько фантастическими, но, в любом случае, Царциата нуждаются в большем изучении и анализе, чем это может предложить нам фольклористика. Возможно, именно отчасти при помощи такого рода мнений мы сможем ступить на правильный путь в деле изучения той части нашей истории, которая, не стоит исключать, взаимосвязана с вероятной реальной жизнью царциат.
Подготовила Р. Качмазова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.