Южная Осетия. Декабрь. Страницы истории
Декабрь месяц связан со многими интересными страницами истории нашей страны. 9 декабря 1990 года состоялись выборы депутатов первого Парламента Южной Осетии, полномочия избранных тогда депутатов, после доклада Мандатной комиссии, Парламент утверждает 11 декабря. Этот же день запомнился и решением грузинских властей об упразднении автономии южных осетин.
Тщетность ожидания компромисса
К моменту распада СССР в сознании южных осетин твердо укрепилось представление о том, что включение в 1922 году Южной Осетии в состав большевистского новообразования – советской Грузии на основании решения Кавказского бюро РКП(б) не могло иметь юридического обоснования и являлось насильственной аннексией, захватом Грузией чужой национальной территории.
Нахождение Южной Осетии в составе Грузинской ССР с 1922 по 1990 год может рассматриваться как ситуация де-факто. Но это решение не признавалось населением Южной Осетии.
К началу процесса распада СССР противоречия между Грузией и Южной Осетией снова обострились. Получив свободу, Грузия отказала в таком же праве южным осетинам, более того началось подавление всего национального вплоть до права широкого использования родного языка. Стало понятно, что грузинские власти не остановятся в выборе средств в построении мононационального государства. «Грузия только для грузин» – этот националистический лозунг с улиц грузинских городов перекочевал в кабинеты властей в Тбилиси.
Юго-осетинское общество оказалось снова перед выбором: лишиться национальной идентичности, либо взять решение судьбы Родины в свои руки. При этом, всегда оставлялась возможность для компромисса с официальным Тбилиси. Так, 10 ноября 1989 года (до провозглашения Республики) Совет народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области сначала принял решение о преобразовании своего статуса из автономной области в автономную Республику в составе ГССР. Тем не менее, Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, а в конце ноября, при непосредственной помощи высших должностных лиц грузинского правительства, несколько десятков тысяч экстремистски настроенных грузин пытались зайти в Цхинвал, чтобы провести здесь «мирный митинг». С этого момента (23 ноября) официально начинается борьба народа Южной Осетии за свою свободу. В тот день небольшая группа молодежи смогла противостоять и не допустить многотысячную грузинскую армаду в город. При этом следует сказать, что грузины еще задолго до этого дня уже бесчинствовали в селах Южной Осетии: грабили дома, издевались над пожилыми жителями сел, в больницу уже поступали десятки людей с огнестрельными ранениями…
20 сентября 1990 года Совет народных депутатов ЮОАО провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику в составе СССР. Была принята Декларация о национальном суверенитете. В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.
Цугцванг грузинских политиков
9 декабря 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Южной Осетии, в них приняло участие более 70% населения. 10 декабря 1990 года председателем Верховного Совета Республики Южная Осетия был избран Торез Кулумбегов, заместителем Алан Чочиев. Через день, 11 декабря Верховный Совет Грузии принимает решение о ликвидации Юго-Осетинской автономной области. Тогда же грузинские парламентарии принимают закон о чрезвычайном положении, который они применили в отношении Южной Осетии уже через пару дней. Благо повод был спровоцирован.
12 декабря, примерно в 16 часов, в центре Цхинвала, около здания Райисполкома по ул. Ленина (ныне Дом Правительства – прим.ред.), произошел вооруженный инцидент. Офицер милиции С.Цховребов в составе милицейского патруля остановил подозрительную автомашину, в которой находились неизвестные лица. В ответ на просьбу предъявить документы, пассажиры расстреляли его в упор из автоматического оружия. Через мгновение уже по ним самим был открыт огонь. Находящиеся в легковой автомашине Р.Уридия, Д.Зардиашвили были убиты, а двое других – Д.Гундишвили и Г.Каркарашвили – получили ранения. У них были обнаружены оружие и удостоверения телохранителей Звиада Гамсахурдиа. (Отметим, что Г.Каркарашвили позже становится командующим грузинскими вооруженными силами и организовывает вторжение в Южную Осетию и Абхазию в 1992 года).
Президиум Верховного Совета Грузии объявляет чрезвычайное положение в Цхинвале и Дзауском районе и вводит здесь комендантский час. В регион перебрасывается оперативная группа внутренних войск МВД СССР, которой руководит генерал Г.Малюшкин.
Нарушения прав осетинского народа в Грузии послужили поводом для совершения акции протеста, которую возглавил инспектор по охране леса В.Тедеев. Он, его 11-летняя дочь Валентина, жители Цхинвала Ц.Алборов, Г.Дзагоев,В.Гаглоев и беженец из Тбилиси Т.Остаев начали 14 декабря пеший марш от Цхинвала до Хельсинки в международный комитет по защите прав человека. Целью акции стало привлечение внимания советской и международной общественности к положению в Южной Осетии.
17 декабря комендантом города Цхинвал был назначен заместитель министра внутренних дел Грузии, генерал Г. Кванталиани. Ситуация в зоне чрезвычайного положения по началу оставалась стабильной. Но 28 декабря обстановка резко обострилась: был арестован по подозрению в участии в инциденте 12 декабря житель Цхинвала Алихан Пухаев. Подозреваемый был вывезен в г. Гори, что фактически означало отсутствие дальнейшей перспективы объективного расследования. К этому времени почти год под следствием в Тбилиси находились четверо жителей селения Прис, обвиненные в убийстве малолетнего ребенка. Все попытки добиться открытого правосудия потерпели неудачу. Поэтому общественность решила не допустить повторения несправедливого судилища.
Сотни жителей Цхинвала собрались у здания УВД с требованием проводить следственные действия с А.Пухаевым на территории Южной Осетии, но они остались без внимания. Тогда группой общественности, среди которых были и представительницы т.н. «девятого полка», были использованы крайние меры – в заложники было взято шестеро сотрудников милиции грузинской национальности с табельным оружием. К зданию УВД стали собираться жители Цхинвала, а также жители Дзауского района и Квайсы. К вечеру здесь собралось более четырех тысяч человек. В два часа ночи А.Пухаев был возвращен в Цхинвал.
Однако в общем ситуация оставалась сложной. Дома осетинских жителей в селах с преимущественно грузинским населением грабились в открытую, люди изгонялись из жилищ. Решением официальных властей Грузии подлежали ликвидации все управленческие структуры Южной Осетии. Была отключена телефонная связь Цхинвала с внешним миром, начались перебои с доставкой продуктов.
Декабрь 1990 года был последним месяцем, когда еще была надежда на то, что противостояние грузинских властей и южных осетин обойдется малой кровью. Но в Тбилиси уже было решение с нового 1991 года провести против Южной Осетии военно-полицейскую операцию… Но это было уже в январе, 7 числа. А пока еще никто не понимал, что началось противостояние, получившее в новейшей историографии определение Отечественной войны осетинского народа, которая протянулась в тяжелейшие, пропитанные кровью и пеплом девятнадцать лет борьбы за независимость…
Подготовил Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.