Южная Осетия в штормах исторических свершений

22-05-2017, 09:45, История [просмотров 2346] [версия для печати]
  • Нравится
  • 2

Южная Осетия в штормах исторических свершенийНа 2017 год пришлось две знаменательные даты – прошло сто лет со свершения Февральской буржуазной революции и Октябрьской пролетарской революции 1917 года. Эти два события стали тем тектоническим сдвигом, который привел в движение огромный пласт политических, социальных и межэтнических процессов. Первоначально на всем пространстве российской империи, а впоследствии и во всем мире. Не обошли стороной политические бури того периода и Южную Осетию, став началом коренной ломки статус-кво в регионе, со всеми сопутствующими общественно-политическими переменами.

Новые политические центры на осколках империи

В результате победы Февральской революции 1917 года в России самодержавие было свергнуто. При этом, как это обычно и бывает, развал центральной власти породил возникновение множества региональных центров власти.

Наместничество на Кавказе прекратило свое существование. Российское Временное правительство передало управление Закавказьем краевому органу власти – Особому Закавказскому Комитету (ОЗАККОМУ). Эта структура была укомплектована по национальному и партийному принципам. Председателем был назначен представитель Российской конституционно-демократической партии (кадетов) В.Харламов. Грузинскими членами ОЗАККОМа стали социалист-федералист Кита Абашидзе и социал-демократ Акакий Чхенкели. Свою практическую деятельность в Тбилиси ОЗАККОМ начал в марте 1917 года.

В начале апреля 1917 года в Тбилиси начал функционировать зародыш национальной власти – Национальный Интерпартийный Совет Грузии (председатель Акакий Чхенкели). Интерпартийный Совет Грузии встал во главе национального движения за восстановление государственной независимости. Он сформулировал цели и задачи национального движения и наметил пути их осуществления. Целью национального движения была признана борьба за широкую автономию Грузии в составе России.

Интерпартийный Совет представлял собой объединение политических партий и течений (социал-демократов, национал-демократов, социалистов-федералистов, социалистов-революционеров). Но это было узкопартийное объединение. Грузинские политики и общественные деятели посчитали необходимым создать такой орган, который действовал бы от имени грузинского народа. Так зародилась идея созыва Национального съезда Грузии. В период до открытия I Национального съезда Грузии политическая ситуация в России радикально изменилась, что поставило в тяжелое положение грузинских политиков.

В октябре 1917 года в России большевики под руководством Ленина осуществили военный переворот и свергли Временное правительство. Влиятельные грузинские политические партии не признали Советское правительство. Тем не менее, ОЗАККОМ, назначенный Временным правительством, утратил свои полномочия и вынужден был прекратить свое существование. Ясно было, что Советское правительство попытается распространить свою власть и в Закавказье и назначить здесь новый краевой орган власти. В таких условиях по инициативе грузинских социал-демократов политические силы Закавказья опередили Советскую Россию – с 15 ноября 1917 года в Тбилиси начал работу новый орган краевой власти Закавказский Комиссариат. Созданием Закавказского Комиссариата Закавказье официально отмежевалось от Советской России.

В создавшейся крайне сложной военно-политической обстановке выбор верной ориентации было непростой задачей. Грузинские политики, как и многие политические деятели в мире, предполагали скорое свержение советского строя в России. Все были уверены, что Учредительное собрание России, избранное на основе демократического избирательного закона, как высший законодательный орган, выражающий волю русского народа, возьмет власть в свои руки и Россия встанет на путь демократизации.

В такой обстановке IНациональный съезд Грузии приступил к своей работе. Открыл его Акакий Чхенкели. На съезде с докладом на тему «Сегодняшний момент и политическое положение грузинского народа» выступил Ной Жордания. В докладе была определена программа действий грузинского народа. Делегаты съезда выдвинули идею вхождения Грузии в состав демократической России на правах отдельной автономной единицы. С Советской Россией же Грузия не собиралась иметь каких-либо связей.

На съезде был избран Национальный Совет Грузии, председателем которого стал Ной Жордания. Именно это правительство и стало организатором геноцида южных осетин в 1920 году.

 

1917 год в Южной Осетии. Год надежды и разочарований

Население Южной Осетии с радостью встретило известие о Февральской революции. Лади Абаев, один из активных участников национального движения, писал в те годы: «Радости не было конца, из села в село люди спешили сообщить приятную весть». Участники многолюдного митинга в Цхинвале, состоявшегося 12 марта 1917 года послали приветственную телеграмму Петроградскому Совету рабочих депутатов.

Осетинская общественность и простые труженики села надеялись на справедливое перераспределение помещичьих земель и расширение национальных прав осетинского населения региона. Однако с каждым днем становилось очевидным, что меньшевики, фактически узурпировавшие власть в Грузии, демократические реформы проводить не собираются.

Более того, все четче стали проявляться националистические тенденции в их стиле руководства. В июле 1917 года в Цхинвале состоялось закрытое совещание меньшевистского актива, с участием приехавших из Тифлиса эмиссаров. Здесь присутствовал и Георгий Кулумбегов, один из будущих лидеров национального движения на юге Осетии. На встрече меньшевистский комиссар Акакий Чхенкели заявил о том, что «нужно организованным путем очистить Грузию от пришельцев других наций». В своих воспоминаниях Г.Кулумбегов делится своими впечатлениями от этой сходки: «Этот головокружительный прыжок меньшевиков к национализму привел меня в ужас!».

Осознание националистической сущности новых властей Тифлиса на юге Осетии становилось все сильнее. К этому времени в самой Южной Осетии предпринимаются попытки сформировать свой центр силы.

Необходимо отметить, что в это время в регионе имелся человеческий ресурс для консолидации в вопросах политики и национального самоопределения. Ввиду отсутствия в Южной Осетии промышленности, а, следовательно, рабочего класса, ее общественную среду составляло в основном крестьянство. Организационным элементом были представители немногочисленной национальной интеллигенции, уроженцы Южной Осетии, жившие в городах России и знакомые на деле с революционными идеями, а также фронтовики, вернувшиеся с войны.

Революционную подпитку юго-осетинские общественные деятели в Цхинвале получали от своих соотечественников, живших в Тифлисе и Баку. На нефтяных промыслах Баку работало более 1500 рабочих-осетин. Создав национальную культурно-просветительскую организацию «Ир» (Осетия), они фактически организовали центр революционной пропаганды и агитации. В марте 1917 года в Тифлисе был создан «Тифлисский осетинский революционный комитет». В него вошли представители рабочих, интеллигенция и студенты: Александр Кабулов, Захарий Ванеев, Петр Тедеев, Тата Рамонов и др. Были среди них большевики, меньшевики и эсеры. Именно этот комитет обратился к властям Грузии с предложением составить управленческий аппарат в Южной Осетии. Пока осетинские активисты со своей инициативой обивали пороги тифлисских кабинетов, меньшевистское правительство само стало утверждать в регионе новые органы власти. Был учрежден Горно-Осетинский участок, во главе которого был поставлен меньшевик Харитон Гассиев и Цхинвальский участок, который возглавил Абгар Тер-Степанов.

Юго-осетинские солдаты и офицеры были выходцами из крестьян, поэтому они, за исключением отдельных личностей, были восприимчивы к революционным идеям, имевшим в своей основе решение аграрного вопроса. По возвращению на родину они сразу же включались в революционное движение. В числе общественных активистов были офицеры Василий (Мидта) Хасиев и Александр Джиоев, фронтовики Гио Санакоев, Тото Гаглоев и др.

В высших и средних учебных заведениях Российской империи учились многие из осетинской молодежи. После Февральской революции они вернулись в Осетию и стали организаторами революционных масс. Среди них: Владимир Санакоев, Арон Плиев, Владимир Газзаев, Александр Джаттиев и др.

Дело будущего народа в руках самого народа

Во второй половине 1917 года становится все более очевидным, что судьбу страны надо решать не в Тифлисе по воле грузинского правительства, а на месте и собственными национальными силами. Широкая общественность на юге Осетии понимает, что новая эпоха несет в себе не только принципиально новые возможности, но и угрозы для будущего страны. Работа по консолидации общественных сил вылилась в создание Юго-Осетинского Национального Совета (ЮЖНАС). По своей сути он стал центром политической самоорганизации Южной Осетии, и возник волей активистов революционного движения южных осетин в июне 1917 г.

1-й съезд делегатов Юго-Осетии проходил с 5 по 9 июня в здании Дзауского училища. Председателем ЮЖНАС был избран образованный и достаточно известный даже за пределами Южной Осетии Рутен Гаглоев. Этот орган народной власти продемонстрировал ясное понимание сложной политической ситуации и высокую эффективность своей деятельности.

По земельному вопросу ЮЖНАС постановил конфисковать все казенные, церковные и часть помещичьих земель и передать их в распоряжение местных органов самоуправления, формируемых всеобщим равным тайным голосованием. Для практического руководства земельной реформой была избрана компетентная комиссия в составе Рутена Гаглоева, Александра Джаттиева, Александра Тибилова, Владимира Газзаева, Владимира Маргиева, Еста Плиева и др.

ЮЖНАС выразил волю к объединению южных и северных осетин в единое национально-государственное образова-ние. Делегация ЮЖНАС поставила вопрос объединения Севера и Юга Осетии на первом съезде осетинского народа во Владикавказе 15 июля 1917 г. (докладчик Нико Джиоев). Съезд указал, что политическое объединение «нельзя рассматривать вне зависимости от решения общего политического устройства всего Российского государства… Если же кавказские народы получат территориально-национальные автономии, то осетинам Северной и Южной Осетии предоставляется право на самоопределение».

Необходимо подчеркнуть, что политические лидеры Южной Осетии намеревались осуществить реформы в социально-политической сфере по признанным демократическим традициям и законам. Так, например, существующие суды ликвидировались, устанавливались мировые судьи с демократической процедурой избрания. Уголовные дела разбирались судами присяжных заседателей, избранных всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием.

Мероприятия проводились и в сфере народного образования Южной Осетии, где вводилось поэтапно обучение на осетинском языке. Школы всех ступеней сводились в единую систему и национализировались. Кроме того, планировалось открыть много школ в осетинских селах вне пределов Юго-Осетии.

Придавая особое значение дорогам, и в первую очередь транспортным коммуникациям с Северной Осетией, съезд образовал специальную дорожную комиссию в составе Р. Гаглоева, И. Собиева, А. Дзасохова, А. Фарниева и священника Д. Гаглоева. Была также создана комиссия по расследованию деятельности в Южной Осетии царских властей, старшин и приставов.

Следует особо подчеркнуть, что в ЮЖНАС совместно работали представители большевиков, меньшевиков, эсеров и даже анархистов. Работали в ЮЖНАС и представители духовенства. Так, например, культурно-просветительскую секцию возглавлял известный протоиерей Христофор (Пора) Джиоев, под руководством которого были открыты начальные осетинские школы во всех приходах Рачинского, Шоропанского, Горийского и Душетского уездов, финансировавшиеся министерством просвещения Грузии.

2-й съезд делегатов Южной Осетии работал в Цхинвале с 15 по 17 декабря 1917 г. Съезд постановил ввести в регионе земскую власть и выделить в особую уездную административную единицу нагорную полосу Рачинского, Горийского и Душетского уездов с осетинским населением. Новым председателем ЮЖНАС был избран член РСДРП с 1900 г. меньшевик Георгий Гаглоев, ставший затем депутатом Национального Совета Грузии (после геноцида южных осетин 1920 г. он, как и большинство осетинских меньшевиков, вышел из состава меньшевистской партии).

Параллельно и во взаимодействии с ЮЖНАС возникали и другие центры политической самоорганизации южных осетин. Так, например, 23 августа 1917 года в с. Ортев был организован Союз революционного крестьянства, который возглавил Георгий Кулумбегов. В состав его руководства вошли Исак Харебов, Гора Папуашвили, Синка Теделури, Коте Гассеев и др. В нем сильно было влияние большевиков. Союзу подчинялся вооруженный революционный отряд до 300 человек, из которых около половины имели опыт боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Командовал отрядом известный в Южной Осетии своим мужеством и отвагой Исак Харебов.

В ноябре 1917 г. в осетинском селении Корнис был образован Совет крестьянских и солдатских депутатов под руководством Василия Хасиева, также имевший боевое крыло.

ПодготовилВ.Габараев

(продолжение в следующем номере)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно