Южная Осетия. Год за годом (1992 г.)
Первый номер газеты «Южная Осетия» за этот год отражал перемены, произошедшие в юго-осетинском обществе. В отличие от официоза прошлых лет было напечатано не обращение руководителя СССР, а новогодние поздравления осетинского писателя Нафи Джуссойты. Рядом с этим текстом – стихотворение Коста Хетагурова «На новый 1892 год». Оба текста, разделенные веком, были созвучны тревогой за осетинский народ, призывая сплотиться перед лицом опасности.
А тревожиться было о чем. Несмотря на то, что с декабря 1991 года в Тбилиси шли бои за свержение Звиада Гамсахурдиа, населенные пункты Южной Осетии продолжали находиться в вооруженной блокаде. Лишь интенсивность обстрелов Цхинвала несколько снизилась, так как часть вооруженных формирований была переброшена в столицу Грузии на защиту режима Гамсахурдиа.
В Республике понимали, что ситуация на пространстве бывшего СССР меняется кардинально, надежды на вхождение в состав разваливающегося государства нет и необходимо самоопределиться. 3 января Верховный Совет Республики Южная Осетия принимает Постановление о проведении референдума 19 января 1992 года. На всенародное голосование выносилось два вопроса: 1) «Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой»; 2) «Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 года о воссоединении с Россией?»
Всего на территории РЮО было образовано пять округов, еще один во Владикавказе, предполагалось открыть участки для голосования в Москве, Санкт-Петербурге, а также в других российских городах, где число беженцев из РЮО насчитывало не менее 200 человек.
6 января грузинская вооруженная оппозиция добилась победы – режим Гамсахурдиа был свергнут, а сам он бежал из страны. Из тюрем были освобождены политические заключенные, в том числе и Председатель Верховного Совета РЮО Т.Кулумбегов.
Днем ранее, 5 января, юго-осетинский лидер был выпущен из застенков грузинского КГБ сторонниками оппозиции, захватившими тюрьму. Но только 9 января в 15.00 он прибывает в Республику. Столь длительный период его возвращения домой был связан с тем, что все дороги из Тбилиси занимали сторонники Гамсахурдиа, пытавшиеся не допустить распространения власти оппозиции на регионы Грузии. Лишь после того, как удалось достигнуть договоренности на использование военного вертолета, Торез Кулумбегов смог добраться до Цхинвала.
7 января Южную Осетию отключают от энергоснабжения. Регулярные отключения происходили и раньше и их относили на счет несговорчивости так называемого Союза независимых энергетиков Грузии. Но все понимали, что энергетическая блокада санкционирована правительством З.Гамсахурдиа. Однако и после свержения этого лидера подобная практика не была отменена. Причина – требование отказаться от намерения провести референдум. В итоге свет в Республику из энергосистемы Грузии подадут лишь… 20 марта.
19 января в Южной Осетии был проведен референдум по вопросам создания независимого государства и воссоединения с Россией. Более 99% проголосовали «за» по обоим вопросам плебисцита. Присутствовали наблюдатели из бывших автономных образований и суверенных республик.
В феврале 1992 года решением Верховного Совета РЮО было утверждено положение о гербе Республики. В основе геральдического символа золотой орел.
Свержение З.Гамсахурдиа и его клики породило надежду на мирное урегулирование вооруженного конфликта. 23 февраля состоялась неофициальная встреча представителей грузинской и юго-осетинской сторон при посредничестве командования Закавказского военного округа. Однако политического взаимопонимания найти не удалось. Представителям Южной Осетии был выдвинут ультиматум: сложить оружие и аннулировать все политические решения по статусу Республики. Получив отказ, грузинская сторона снова вернулась к эскалации боевых действий. В ночь с 24 на 25 февраля впервые с начала года столица Республики Цхинвал вновь подвергается артиллерийскому обстрелу.
В это время со всей очевидностью открывается новая опасность для страны – бандитский произвол. Преступное сообщество, прикрываясь участием в отрядах сопротивления, начинает диктовать свою волю даже политическому руководству страны, определять вопросы кадровой политики. В это время единственной силой, которой еще удается удержать ситуацию от скатывания в кровавый беспредел, является ОМОН Республики.
Из тюрем Грузии по амнистии новых властей в феврале-марте были освобождены заключенные, в том числе осетины, захваченные в период конфликта и незаконно осужденные. Однако осетинам не было гарантировано безопасное возвращение на Родину. Каждый из них пробирался по территории Грузии на свой страх и риск. Не всем удалось вернуться. В марте в с.Кицнис Горийского района был зверски убит житель с.Дменис Станислав Хаматов (24 года). Установить факт убийства и получить тело его удалось только в апреле. За амнистированного осетина Джиоева, захваченного в Гори, потребовали выкуп в 2 млн. рублей...
11 марта 1992 года на сессии Верховного Совета РЮО было рассмотрено предложение о признании независимой Гагаузской республики. Депутаты юго-осетинского Парламента проголосовали за это предложение и выразили готовность заключить с Гагаузией политический и экономический договор.
28 марта были повышены цены на хлебобулочные изделия. В это время хлеб выдавался по карточкам, один талон – одна буханка. За хлебом выстраивались многочисленные очереди. После повышения стоимости хлеба очереди исчезли.
23 апреля Исполком Цхинвальского Горсовета издает распоряжение о закрытии для новых захоронений кладбища во дворе школы №5. На этом месте хоронили погибших жителей Цхинвала, так как не было возможности вывозить убитых на городское кладбище, находившеесяпод контролем грузинской армии. К сожалению, спустя всего несколько недель, здесь появились новые захоронения.
25 апреля 1992 года внутренние войска МВД России, находившиеся в Цхинвале, ночью тайно покинули город, забрав с собой в Грузию вооружение и технику. На следующий день, 26 апреля в столице Республики состоялась внеочередная сессия Конфедерации Горских народов Кавказа (КГНК). Главная цель форума – оказать поддержку народу Южной Осетии после вывода внутренних войск и выработка согласованных действий ввиду неизбежных попыток Грузии начать боевые действия в регионе.
В Южной Осетии к этому времени уже находились добровольцы из Русского национального легиона. В его составе представители Москвы, Смоленска, Беларуси, Молдавии, бойцы в возрасте от 25 до 45 лет. В числе руководителей добровольческого подразделения был представитель Национально-Республиканской партии России Сергей Мальцев.
Война войной, но жизнь брала свое. 1 мая после долгого перерыва, вызванного разгромом театра грузинской милицией, оккупировавшей Цхинвал в январе 1991 года, открылся театральный сезон. Был представлен спектакль «Вечная легенда» по одноименной пьесе Владимира Ванеева. В этот же день постановлением Верховного Совета РЮО образовался и Национальный банк страны.
Начала работать Цхинвальская швейная фабрика (директор Игорь Кокоев). Туристическое объединение «Горная Осетия» предлагает для жителей Республики экскурсии по городам Западной Украины. Стоимость путевки – 1100 рублей. Цхинвальская детская музыкальная школа объявила прием учащихся на 1992-1993 учебные годы по специальности фортепиано и скрипки. В здании Совпрофа открылась воскресная церковная школа, на первом уроке присутствовали священник Александр Пухаев, министр просвещения Фатима Пухаева, методист отдела народного образования Д.Харебов, учащиеся школы №3.
10 мая 1992 года состоялась сессия Верховного Совета (ВС) РЮО. Среди вопросов заседания Парламента: проект Меморандума о грузино-осетинском конфликте и путях его разрешения; закон о вооруженных формированиях; обращение к ООН и международным организациям и др.
Течение сессии было нарушено заявлением председателя ВС Т.Кулумбегова об отставке. «Своей отставкой я хочу предотвратить разрастание раскола в руководстве страны», – так мотивировал свое решение руководитель государства. Действительно, в это время сложилось два центра власти: Т.Кулумбегов и небольшая часть его сторонников, и группа политиков во главе с А.Чочиевым и О.Тезиевым, которые смогли укрепиться во власти в период нахождения в грузинских застенках Т. Кулумбегова. Отставку председателя Верховного Совета депутаты не приняли, но с другой стороны укрепили полномочия его оппонентов, назначив главой Правительства Олега Тезиева.
11 мая начался новый этап эскалации напряженности. К Южной Осетии подсту-
пили крупные военные силы Грузии и тяжелая техника. Начались круглосуточныеобстрелы города. 12 мая грузинские вооруженные формирования при поддержке бронетехники ворвались в с.Прис. Более 500 жителей покинули село, 20 человек были ранены, 8 – убиты, двое из них были раздавлены БМП. За трое суток с 11 по 12 мая в больницу было доставлено 120 человек, 15 из них скончались от ран.
13 мая в Цхинвал неожиданно приезжает глава Госсовета Грузии Э. Шеварднадзе. В поездке в осажденный город его сопровождает Джаба Иоселиани и Александр Дзассохов. У грузинского руководителя состоялась встреча с представителями руководства страны и общественностью. Во время осмотра делегацией районов г. Цхинвал, пострадавших от обстрелов, неожиданно со стороны грузинского селения начинается обстрел города. Эдуард Шеварднадзе и сопровождавшие его лица срочно уезжают из Цхинвала.
14 мая началась массовая эвакуация детей и женщин из столицы РЮО, Цхинвальского и Знаурского районов. Среди населения распространяется «Памятка о правилах поведения при обстрелах», бомбоубежища в школах и организациях приводятся в надлежащий вид.
20 мая было совершено одно из самых чудовищных преступлений против осетинского народа. На Зарской дороге, которая в период блокады и войны стала для осажденного Цхинвала единственной «Дорогой жизни», грузинские экстремисты устроили засаду и в упор расстреляли колонну машин, которые везли мирных безоружных людей из Цхинвала. Погибло 36 человек, более 30 получили тяжелые ранения. Среди погибших было 19 женщин, детей и стариков, большинство раненых – женщины и дети, в том числе 4-летний мальчик, получивший семь ранений, мать его погибла. Правоохранительные органы Грузии ничего не предприняли для выявления лиц, совершивших это чудовищное преступление.
21 мая Чрезвычайная сессия Верховного Совета Северной Осетии приняла Обращение к Генеральному секретарю ООН Бутросу Гали с призывом воспрепятствовать геноциду осетин Грузией.
28 мая вице-президент России А. Руцкой, занимавшийся по поручению Президента России расследованием трагедии на Зарской дороге в Южной Осетии, в своем выступлении в Верховном Совете России осудил это преступление и назвал правильными экономические санкции против Грузии – перекрытие газо- и нефтепровода и Военно-Грузинской дороги. Он призвал Парламент России выполнить решения третьего и пятого Съездов народных депутатов по Южной Осетии.
29 мая сессия Верховного Совета РЮО одобрила Акт о независимости Южной Осетии. На этой же сессии было принято постановление о национализации военного имущества, техники и строений воинских частей, расположенных на территории Республики.
5 июня начался штурм г. Цхинвала и окрестных сел. 7 июня снова взято и сожжено с.Прис, предпринят очередной штурм Цхинвала. Грузинские формирования пытались захватить город накануне 8 июня – даты провозглашения Советской власти в Южной Осетии в 1920 году. В этот день была окружена на боевом посту у въезда в город и геройски погибла группа сотрудников Цхинвальского ОМОН.
В июне газета «Вестник Южной Осетии» публикует интервью с премьер-министром О.Тезиевым, который заявляет о том, что может применить против Грузии ядерное оружие. При этом взрывное устройство, по словам О.Тезиева, уже завезено тайно в Тбилиси. Его слова на заседании Госсовета неожиданным образом подтверждает и И. Батиашвили, руководитель грузинского информационно-разведывательного бюро (преемника КГБ): «Об этом я знал задолго до сообщений в СМИ. Здесь надо говорить не собственно о бомбе, а о специальном взрывном устройстве, эффективность и последствия которого аналогичны взрыву ядерной бомбы».
В связи с расширением военной агрессии Грузии против Южной Осетии 15 июня Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.Хазбулатов делает заявление о возможности рассмотрения Парламентом России обращения Южной Осетии о присоединении республики к России.
В Южной Осетии – военный коммунизм. Согласно распоряжению Совета Министров РЮО с 20 июня гражданам Республики по предъявлению талона выдавался бесплатно один хлеб на одного человека в сутки. Бесплатным был не только хлеб, также бесплатно распространялась и газета «Вестник Южной Осетии».
24 июня в Сочи Президент РФ Б. Ельцин и руководитель Грузии Э. Шеварднадзе подписали Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта (Дагомысское соглашение). Однако бои за Цхинвал и поселок Знаур, массированный ракетно-артиллерийский и снайперские обстрелы продолжались. Ежедневно в городе погибали десятки людей, в основном мирные жители.
28 июня на встрече представителей грузинской и юго-осетинской сторон достигнута договоренность о прекращении огня с 21.00 часа 28 июня и отводе тяжелой техники и вооружения национальной гвардии Грузии. Грузинская сторона не выполнила договоренность. Всю ночь продолжался обстрел Цхинвала. Были жертвы, как среди мирных жителей, так и военнослужащих российского саперного полка, дислоцированного в Цхинвале.
30 июня на встрече представителей юго-осетинского сопротивления и командиров грузинских сил, обстреливающих Цхинвал, последними было заявлено, что они никаких указаний прекратить огонь от руководства в Тбилиси не получали.
4 июля в г.Владикавказ состоялась встреча представителей России, Северной Осетии, Южной Осетии и Грузии, по решению которых была учреждена Сме-шанная Контрольная Комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК). Помимо создания СКК и разъединения сторон, в рамках Дагомысских соглашений предусматривался вывод 202-го вертолетного и 37-го инженерно-саперного полков, дислоцированных на территории РЮО.
14 июля в Южную Осетию были введены миротворческие силы. В 17.00 подразделения Псковской десантной дивизии вошли в Цхинвал, в зоне конфликта разворачивались трехсторонние миротворческие силы. Командование было представлено генералами Г.В. Филатовым (Россия), С.Н. Суановым (РСО), П.И. Георгадзе (Грузия).
В течение июля миротворческие силы произвели разъединение противоборствующих сторон, установив 15 километровую демилитаризованную зону по обе стороны от границы между Грузией и Южной Осетией.
20 июля Постановлением Верховного Совета РЮО на всей территории Республики начинает действовать режим чрезвычайного положения и комендантский час.
После снятия военной напряженности снова о себе заявили проблемы социального и экономического характера. Произвол криминала не знал границ, осложнилась экономическая ситуация. Забастовки с требованием поднять заработную плату устроили медики и учителя.
В Цхинвале начинает функционировать храм Рождества Пресвятой Богородицы, настоятель отец Александр. В церкви у въезда в город проводит службы отец Владимир, прибывший в Республику из Казахстана. В городских школах №2 и №6 проходят уроки православия.
Выходят новые газеты: дайджест министерства информации и печати РЮО «Айзалд» («Эхо»), газета «Уадындз» («Свирель») (редактор Павел Джиоев), экономическое обозрение «Офф-шор» (редактор Радион Догузов).
В августе колхозы и госхозы Южной Осетии приступили к жатве зерновых. Зерно урожая военного 1992 года потекло в закрома страны. Комбайны убирали озимую пшеницу, ячмень, овес и кукурузу. А полеводы селения Хетагурово собрали урожай редкой для Южной Осетии культуры – гречихи.
31 августа 1992 года сессия Верховного Совета РЮО принимает «Меморандум о границах Южной Осетии». Принятие этого документа было вызвано подготовкой нового межгосударственного договора между Российской Федерацией и Грузией, где в частности предполагалось определение границ между субъектами договора. «Верховный Совет РЮО признает целостность и неделимость границ Республики Южная Осетия в пределах границ Юго-Осетинской автономной области», – говорилось в документе.
1 сентября Постановлением Верховного Совета РЮО было предписано МВД произвести замену всех государственных номерных знаков на всех видах государственного, общественного и личного транспорта. Так появилось обозначение «ЮОР».
В сентябре в стране была создана новая политическая партия – «Народная партия Свободная Южная Осетия». В числе ее основателей первый заместитель председателя Правительства Герсим Хугаев, замминистра науки и образования Коста Дзугаев, депутаты Парламента Тарзан Кокойты, Казбек Челехсаты и Эдуард Кокойты.
22 сентября состоялась сессия Верховного совета РЮО. На ней с критикой председателя Парламента Т.Кулумбегова выступили депутаты А.Джигкаев, Ю.Дзиццойты и др. Было выдвинуто требование об его отставке, однако большинством голосов депутатов это предложение было отклонено.
В сентябре в интервью газете «ИР» (№9,1992 г.) заместитель председателя Парламента Алан Чочиев заявляет: «Я предупреждал, что декларирование идеи выхода из Грузии чревато последствиями. Я предлагал сохранить автономию, но расширить самоуправление, возможности которого при федеративном устройстве высоки. Но на фоне войны в Абхазии говорить о федеративности в Грузии поздно, о конфедерации – самое время».
1 октября 1992 года Правительство РЮО устанавливает минимальный размер оплаты труда и пенсии в 1000 рублей. К этой сумме прибавлялись различные надбавки и выплаты.
26 октября 1992 года скончался один из старожилов Южной Осетии житель селения Гвиргвина Велебской зоны Знаурского района Элиоз Кулумбегов. Ему было 110 лет. Он отличался пристрастием к мясной пище, не отказывался в свои годы и от выпивки в небольших дозах.
В ноябре в руководстве страны снова обострился кризис. Была совершена попытка покушения на председателя Верховного Совета РЮО Т.Кулумбегова, в столице страны распространилась информация о перевороте, устроенном главой правительства О.Тезиевым. Впрочем, последнее оказалось слухом, хотя к тому времени Т.Кулумбегов де-факто и так не обладал рычагами реальной власти в стране.
27 ноября происходит замена частей российского миротворческого батальона. На смену Псковским десантниками прибывают мотострелки из Приволжского военного округа.
8 декабря 1992 года выходит в эфир программа независимой телекомпании «ИР». В Южной Осетии положено начало профессиональному национальному телевидению.
Ведущий рубрики
Роберт Кулумбегов
От редакции: Хотим поблагодарить, прежде всего, руководство ЮОНИИ, а также работников архива института З.Пухаеву и З.Котаеву за предоставленную возможность работать с архивными материалами. Отдельная благодарность руководству и сотрудникам Национального музея и Государственного архива РЮО, Тамазу Макиеву и особенно Ленгиору Гусову – за уникальные фотографии, которые являлись визуальной иллюстрацией исторического материала. Обширно также был, конечно же, использован архив газеты «Республика».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.