Южная Осетия. Год за годом (1990 г.)
Новый 1990 год жители Юго-Осетинской автономной области встречали с тревожными ожиданиями. Весь конец прошлого 1989 года прошел на фоне нарастания национализма в Грузии и ак-тивизации грузинских националистических сил непосредственно в самой Южной Осетии. В селах, населенных преимущественно грузинами, создавались незаконные штабы вооруженной грузинской оппозиции. Происходили захваты осетин, грабеж, избиение, издевательства, организовывалась блокада транспортных артерий, – все это стало тревожной тенденцией. Более всего удручало бездействие центральных союзных властей, которые вместо того, чтобы навести порядок, заигрывали с оппозиционными силами в Грузии.
В Южной Осетии была выдвинута инициатива объявить первый день нового года днем примирения и взаимопонимания. В местной прессе было опубликовано обращение группы жителей Южной Осетии, разных национальностей: «Наша многовековая дружба не может рухнуть под действием отдельных крайних радикалов. Все мы нужны друг другу. Дальнейшее кровопролитие не простит нам наша совесть. Мы объявляем 1 января днем взаимопонимания. С 1 января не должно быть никаких пикетов, в этот день должны быть забыты все обиды». Но все это оставалось лишь добрым пожеланием. Более того, жизнь как бы специально давала повод для обострения обстановки. В ночь с 3 на 4 января в селении Прис Цхинвальского района произошел трагический случай – при невыясненных обстоятельствах в своем доме был смертельно ранен девятимесячный младенец Паата Никоришвили. Отец ребенка Сосо был грузином, мать Зара Тедеева – осетинка. Предварительное следствие показало, что выстрел был произведен по неосторожности, когда отец ребенка проверял самодельный пистолет. Однако уже на следующий день центральные грузинские газеты «Коммунисти» и «Заря Востока», грузинское телевидение назвало виновниками происшествия «распоясавшихся осетинских экстремистов». И вскоре по всей Грузии началась очередная националистическая истерия.
В эти дни жители селения Карзман Дзауского района сделали обращение с призывом не поддаваться на эмоции. Призыв был направлен и в адрес грузинских СМИ, которые раздули инцидент в с.Прис, создав почву для роста националистических настроений в Грузии.
Агрессия пока еще не вступила в открытую фазу, поэтому параллельно наращиванию напряженности с надеждой на лучшее шла культурная жизнь. 5 января в Москве завершился традиционный международный фестиваль искусств «Русская зима». В художественном смотре принял участие и Госансамбль «Симд». В концертной программе «Симда» были танец с кинжалами, «Горский танец», музыкально-хореографическая композиция «Аланы».
8 января другой творческий коллектив, фольклорный ансамбль «Фарн» дал несколько концертов в Москве. Осетинские певцы и танцоры выступили перед участниками IVсъезда композиторов России. Второй концерт состоялся для иностранных гостей в столичном культурном центре «Африка».
12 января в ЮОАО было объявлено о создании «Демократического союза Юго-Осетии». Учреждение этой организации было обусловлено желанием части юго-осетинской общественности перехватить инициативу у национального движения «Адамон Ныхас». В это время в отношении лидера АН А.Чочиева грузинская прокуратура уже возбудила уголовное дело по факту разжигания межнациональной розни. Всего же было открыто 84 уголовных дела.
Но создание данного Союза не было интересно населению. Конформизм движения проявился в его Программе, опубликованной в прессе. Например, в статье 6 указывалось: «Одной из основных задач Демократического союза является сохранение и укрепление статуса Юго-Осетинской автономной области и наполнение его реальным содержанием в рамках единой и суверенной Грузии».
Не оставляли надежду вернуть контроль над общественно-политическими процессами и юго-осетинские коммунисты. С 1989 года, после отставки А.Чехоева, Компартией ЮОАО (и не только) велись поиски достойной кандидатуры. 18 января в газете «Советская Осетия» было опубликовано письмо генерала К.Цаголова, который обозначил требования к возможной кандидатуре: «Эту должность должен занять член Компартии Грузии… владеющий грузинским и осетинским языками, знать особенности психологии грузин и осетин, владеть полной информацией о процессах, происходящих в автономной области».
В это время в решении кадровых вопросов стало необходимым учитывать новый фактор – это руководители вооруженных групп, которые стали создаваться в ответ на действия грузинских националистических группировок. Теперь на новое назначение требовалось и их согласие.
В результате компромиссная фигура нового руководителя Юго-Осетинской Автономии была определена. 23 января состоялся пленум юго-осетинского Обкома Компартии Грузии, на котором главой Южной Осетии был избран Валнин Цховребашвили. Ранее он жил и работал в Грузии на ответственных постах, и, что следует отметить, был сыном руководителя ЮОАО в 40-х годах Владимира Цховребашвили, который прославился нивелированием всего национального.
В феврале в Южной Осетии наблюдались интересные явления: 1 февраля над Цхинвалом жители наблюдали пролет НЛО, а 9 февраля произошло полное лунное затмение. У двух девочек в Цхинвале обнаружились свойства магнита: Диана Дзассохова и Тамара Цховребова могли расхаживать по дому с прилепившимся к их телу вилками, ложками и ножницами.
21 февраля произошло крушение вертолета Ми-8 в 15 км от селения Багиат. Машина попала в турбулентный поток, справиться с которым экипаж не смог. Правда, об инциденте общественность узнала только в марте, когда винтокрылую машину обнаружили охотники. Как рассказали жители с.Багиата, неопознанные вертолеты постоянно залетают в направлении ущелья Тли.
9 апреля по всей Грузии прошли памятные мероприятия, посвященные первой годовщине известного разгона антиправительственного митинга апреля 1989 года в Тбилиси. Представители грузинских националистических сил попытались провести митинг у церкви Пресвятой Богородицы в Цхинвале, чему воспротивились жители города. Это, с подачи Тбилиси, вызвало возмущение части грузинского населения Цхинвала. В городской школе №4 прошел митинг, на котором было заявлено, что единственным возможным решением судьбы грузинского населения Южной Осетии может стать «упразднение осетинской автономии и заселение ее грузинами». На митинге присутствовал руководитель ЮОАО В.Цховребашвили.
Ситуация в регионе снова обострилась. Притеснения осетин на дорогах достигли своего пика. Происходит большее скопление членов вооруженных неформальных объединений Грузии. 24 апреля на территории ЮОАО произошел даже вооруженный инцидент между двумя грузинскими неформальными вооруженными группами «Мхедриони» и «Общества Мераба Костава», из последних пятеро боевиков были убиты.
10 июня завершил свою работу первый съезд демократического движения в поддержку перестройки «Адамон Ныхас». В форуме принимали участие представители Северной Осетии, Абхазии, осетинское представительство городов Тбилиси, Москвы, Воронежа, Ленинграда. На съезде выступили Л.Харебов, И.Бигулаева, З.Битарова, В.Гобозов, А.Чочиев… Обсуждались вопросы национального строительства, ситуация в регионе, формы взаимодействия с официальными властями, организационные вопросы. Был избран новый состав координационного совета. Председателем стал Алан Чочиев. Форум также принял решение войти в состав Ассамблеи горских народов Кавказа в качестве наблюдателей.
9 июля в 20 часов в Республиканскую больницу поступили жители Цхинвала с признаками острого отравления, всего 47 человек. Все они были жителями поселка Консервного завода, что на окраине города. Некоторые были в бессознательном состоянии. Как показало последующее расследование, причиной отравления стал хлор, выделившийся из емкости на заводе, распространившийся по территории поселка.
Предприятия союзного подчинения в эти годы были неформальными центрами общественной активности. Тот факт, что они подчинялись напрямую Москве, возможно, придавал его работникам не только чувство независимости от Тбилиси, но и надежду на то, что голос протеста будет услышан и в кремлевских коридорах. В июле 1990 года на заводе «Электровибромашина» вспыхнули протестные акции. 17 июля прошел митинг работников производства, на котором были выдвинуты требования отставки руководства Облисполкома и проведения досрочных выборов депутатов областного Совета. Ранее на заводе «Эмальпровод» расположился забастовочный комитет, созданный в связи с неприятием южными осетинами Программы развития грузинского языка и гражданской пассивностью руководства ЮОАО.
В июле в Цхинвале на сцене Госдрамтеатра прошли гастроли польского частного театра, который представил спектакль «Сексамерон». Эротическое содержание спектакля обеспечило постановке аншлаг и шквал критики общественности, возмущенной демонстрацией на сцене обнаженного женского тела и фривольных диалогов.
В этот период появляются не только частные театры. Правление Облпотребсоюза выставило на продажу магазины в селах Кемера и Орчосан, ресторан в Цхинвале. Начинает свою деятельность первое частное кредитное учреждение «Алан-банк».
9 августа 1990 года в местной прессе было опубликовано «Открытое письмо Валнину Цховребашвили». В нем указывалось на пассивную позицию партийного руководства ЮОАО в вопросах национального развития и отсутствия противодействия экстремизму, творимому грузинскими националистическими силами. Одно из требований – срочно созвать сессию, на которой бы были рассмотрены актуальные вопросы общественно-политической жизни.
10 августа в Доме Советов возобновила свою работу XIII сессия Совета народных депутатов ЮОАО. На собрании депутатов было оглашено прошение председателя Облисполкома А.Качмазо-ва о сложении своих полномочий, которое было удовлетворено. На данную должность среди других кандидатов был избран Феликс Михайлович Зассеев.
На сессии также была оглашена «Справка временной комиссии по проверке деятельности советских, правоохранительных органов, должностных лиц в период сложной общественно-политической ситуации на территории ЮОАО в 1989-1990 годах». Текст огласил член комиссии В.Чочиев.
Далее с проектом Декларации о суверенитете Южной Осетии депутатов ознакомил председатель «Адамон Ныхас» А.Чочиев. Проект документа был принят в первом чтении и опубликован в печати, для того, чтобы граждане могли вносить свои предложения и замечания. Отметим, что месяцем раньше, 20 июля 1990 года Северная Осетия приняла Декларацию о государственном суверенитете.
В первой половине 1990 года происходит расслоение в национальном движении. Из состава «Адамон Ныхас» выкристаллизовалось новое общественно-политическое движение «Адамон Цадис» (Народный союз), возглавляемый директором цхинвальской школы №11 Валерием Газзаевым. 23 августа организация публикует в СМИ свой Устав.
2 сентября из гастролей в Испании вернулся фольклорный ансамбль «Фарн». Коллектив участвовал во Всемирном фольклорном фестивале, который проходил в пятнадцати испанских городах и продлился 47 дней. Первый концерт юго-осетинские артисты дали в городе Соллер на курортном острове Майорка, а закончили гастроли в Барселоне. Гвоздем программы стали танец с кинжалами Владимира Арсоева (Саго) и выступление руководителя коллектива Уакка Джаттиева, который, несмотря на свой почтенный возраст, лихо исполнял танец на кончиках пальцев.
В 1990 году занятия в учебных заведениях автономной области начались не как обычно 1 сентября, а 20 сентября. Впрочем, все внимание общественности было приковано не к школьным линейкам, а к работе XIV сессии Совета народных депутатов ЮОАО, которая проходила в этот же день. Депутаты приняли решение провозгласить Республику, преобразовав Юго-Осетинскую Автономную область в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику (ЮОСДР). При этом было внесено предложение состав областного Совета временно считать «Верховным Советом», а исполком Совета – «Советом министров Республики». Была создана комиссия по выработке положения о выборах в Верховный совет, образовывалась комиссия по подготовке проекта Конституции. Депутаты также одобрили постановление о том, чтобы призывники служили в Южной Осетии или на территории Северной Осетии. Южная Осетия объявлялась свободной экономической зоной.
Отдельное постановление вводило мораторий на куплю-продажу домов и прописку на территории ЮОСДР, что было продиктовано практикой изгнания осетин из своих домов в селах с преимущественно грузинским населением, после чего в их дома вселялись грузины. Чтобы эти действия не получили законное основание, все акты продажи (обычно принудительные) признавались не имеющими юридическую силу. Другой аспект был связан с планами грузинского руководства заселить Южную Осетию грузинами из других районов ГССР, чтобы изменить демографический баланс.
Грузинские власти не оставили без внимания решения юго-осетинских депутатов. 21 сентября 1990 года выходит постановление Верховного Совета Грузинской ССР об отмене всех решений XIVсессии Совета народных депутатов ЮОСДР.
Очередная XVсессия Совета народных депутатов ЮОСДР состоялась 16 октября. На ней было принято решение образовать временный исполнительный комитет Республики. Депутат Л.Елоева предложила кандидатуру Т.Кулумбегова на пост руководителя этой новой структуры. Против резко выступил депутат Феликс Санакоев, бывший первый секретарь Обкома партии. Он потребовал создать депутатскую комиссию по изучению деятельности кандидата на эту должность. Его предложение было отклонено, так как депутаты посчитали, что этот демарш вызван личными неприязненными отношениями, которые существовали между ним и Т.Кулумбеговым. Тогда Ф.Санакоев предложил провести выборы на альтернативной основе. Тем не менее, из всех кандидатов наибольшее количество голосов получил Торез Кулумбегов.
На этой же сессии был принят проект Конституции ЮОСДР, который предполагалось опубликовать в печати для всенародного обсуждения. Решением сессии Юго-Осетинский Государственный педагогический институт был преобразован в Юго-Осетинский Государственный университет. В этот же день было принято решение об утверждении временного положения о выборах в Верховный совет и местные органы власти, образована Центральная избирательная комиссия, ее председателем был избран Борис Чочиев. 26 октября уже состоялось первое заседание Центризбиркома. В Южной Осетии началась подготовка к выборам в Верховный Совет ЮОРДР.
На чемпионате Союза по вольной борьбе, который прошел в г.Улан-Уде борец из Южной Осетии Дзамболат Тедеев в весе до 90 кг победил в финале борца Р.Бисултанова и стал чемпионом Советского Союза. Позже в Донецке на первенстве СССР по боксу среди юниоров ученик 11 класса школы №7 Игорь Дзагоев также завоевывает золотую медаль и становится чемпионом Советского Союза.
9 декабря 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Южной Осетии, в них приняло участие более 70% населения. Через день, 11 декабря уже Верховный Совет Грузии принимает решение о ликвидации Юго-Осетинской Автономной области. На этой же сессии грузинские парламентарии принимают закон о чрезвычайном положении, который они применили в отношении Южной Осетии уже через пару дней. Повод для этого был спровоцирован. 12 декабря примерно в 16 часов в центре Цхинвала напротив здания райисполкома по ул.Ленина произошел вооруженный инцидент. Офицер милиции С. Цховребов остановил подозрительную автомашину, в которой находились неизвестные лица. В ответ на просьбу предъявить документы, пассажиры расстреляли его в упор из автоматического оружия. Через мгновение уже по ним самим был открыт огонь. Находящиеся в легковой автомашине Р.В.Уридия, Д.Г.Зардиашвили были убиты, а двое другие Д.Б. Гундишвили и Г.Каркарашвили получили ранения. У всех них были обнаружены автоматы, пистолеты и удостоверения телохранителей Звиада Гамсахурдиа.
На следующий день 13 декабря 1990 года Президиум Верховного Совета Грузии принимает решение об объявлении чрезвычайного положения в г.Цхинвал и Дзауском районе и вводит здесь комендантский час. В регион перебрасывается оперативная группа внутренних войск МВД СССР, которой руководит генерал Г.Малюшкин.
Нарушения прав осетинского народа в Грузии послужили поводом для совершения акции протеста, которую возглавил инспектор по охране леса В. Тедеев. Он, его 11-летняя дочь Валентина, жители Цхинвала Ц.Алборов, Г.Дзагоев, В.Гаглоев и беженец из Тбилиси Т.Остаев начали 14 декабря пеший марш от Цхинвала до Хельсинки в международный комитет по защите прав человека. Целью акции стало привлечение внимание советской и международной общественности к положению в Южной Осетии.
17 декабря комендантом г.Цхинвал был назначен заместитель министра внутренних дел Грузии, генерал Гия Кванталиани. Ситуация в зоне чрезвычайного положения по началу оставалась стабильной. Но 28 декабря ситуация резко обострилась, был арестован по подозрению в участии в инциденте 12 декабря житель Цхинвала Алихан Пухаев. Подозреваемый был вывезен в г.Гори, что фактически означало отсутствие дальнейшей перспективы объективного расследования. За примерами далеко ходить не пришлось. К этому времени почти год под следствием в Тбилиси находились четверо жителей селения Прис, обвиненные в убийстве малолетнего ребенка. Все попытки добиться открытого правосудия потерпели неудачу. Поэтому общественность решила не допустить повторения несправедливого судилища.
Сотни жителей Цхинвала собрались у здания УВД с требованием проводить следственные действия с А.Пухаевым на территории Южной Осетии, но они остались без внимания. Тогда молодежь решила использовать крайние меры, были взяты в заложники шестеро сотрудников милиции грузинской национальности с табельным оружием. К зданию УВД стали собираться жители Цхинвала, к ним присоединились и жители Дзауского района. К вечеру собралось более четырех тысяч человек. В два час ночи А.Пухаев был возвращен в Цхинвал.
Однако в общем ситуация оставалась сложной. Дома осетинских жителей в селах с преимущественно грузинским население грабились в открытую, люди изгонялись из жилищ. Решением официальных властей Грузии подлежали ликвидации все управленческие структуры Южной Осетии. Была отключена телефонная связь Цхинвала с внешним миром, начались перебои с продуктами.
Отметился для Южной Осетии год и утратами. Ушли из жизни известный осетинский поэт Владимир Икаев, актеры театра Кадзахмат Чочиев и Дарико Макиева, ветеран революционного движения, писатель Николай Гаглоев.
Ведущий рубрики Р.Кулумбегов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.