Осетины глазами русских и иностранных путешественников

20-07-2012, 18:33, История [просмотров 3498] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

 

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.

 

Эпифаний, епископ Кипра (361 г):

«После потопа, когда ковчег Ноев остановился на горах Араратских, между арменийцами и кардиеями, на горе, называемой Лубар, там впервые после потопа устраивается поселение людей и там пророк Ной насаждает виноградник и делается жителем этого места...

В пятом поколении после потопа, когда люди снова умножились от троих сыновей Ноя..., распространяясь и идя вперед от гор Лубара и пределов Армении, т. е. страны Араратской, они вступили в равнину Сенаар... Там на совещании они принимают решение совместно построить башню и город. От страны Европейской направились в Азию, они все получили от того времени наименование скифов...»

Астерий, хронист из Амассии (392 год):

«Я видел, говорит он, скифа, скоро изучавшего эллинский язык, едва достигнув юношеского возраста; затем, когда купивший его господин отдал его для изучения высших наук, то он оказал в них такие успехи и оказался во многих науках настолько сведущим, что сделался известным и славным у эллинов и у римлян, тем более, что его увидели учителем законов. Купивший его был родом сириец, антиохийский гражданин, учивший детей грамматике. Этот добролюбивый Астерий говорит, что он (т.е. антиохиец) сам сделался учеником этого купленного скифа; но не говорит, где пребывал он или какую науку преподавал хозяину».

Шапух Багратуни, армянский историк (449 год):

«…персидский воевода Ахмад, сын Махмеда… пошел на Дарбанд, что воздвиг Великий Александр, и, взяв город Дарбанд, пошел  войной  и взял крепость, что у ворот Аланских. Стал совещаться Ахмад с Мелимом, братом царя Багдадского Эмира, и говорит: «Постараемся вступить в страну аланов и взять ее».

Обратились они к уроженцам (мест), что у ворот, и спросили: «Есть ли среди вас кто-нибудь, кто проникал чрез врата в страну аланов?» Один из них, отвечая, сказал: «Много раз я ходил в страну аланов». И спрашивает Ахмад: «Какова эта страна?» – «Это страна, полная всяческих благ, – отвечает муж, – есть в ней много золота и великолепных одеяний, благородных коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородных камней».

Когда услышал это Ахмад, пожелал он пройти через врата, и прошли через них 70 тысяч. Услышали об этом аланы, собрали войско, отрезали дорогу через ущелье и, задержав их в узком проходе, принялись беспощадно избивать. Сраженные ужасными ударами, сваливались со своих коней воеводы персидские – Ахмад и Мелим. Перебравшись через Кавказ с двумястами людей, едва спасшись, бежали они в Дарбанд. Так войска тачикские были истреблены войсками аланскими и с великим позором вернулись тачики обратно».

А.Берс, полковник российской армии в войне с Турцией (1878 год):

«…В это мгновение осетины выполняют тот недосягаемый для обыкновенной конницы прием, который, в большинстве таких случаев, относится к области отрадных мечтаний. Они, – это олицетворение вдохновенных наездников, находясь в пылу опьяняющей погони, не теряют способность оставить полусотню для наблюдения за турками, идущими на Плевну, а с остальными внезапно бросаются во фланг и тыл черкесам (турецким)…

…Тот, кто действительно служил в коннице (а не был ее гостем) и по опыту знает сокрушающую силу ее в бесповоротном прямолинейном направлении, тот поймет трудность приема, выразившегося в осмысленной удали осетинского народа. Не успели еще черкесы развернуться, как осетины уже насели на них в шашки… Увлекаемые своими начальниками и старшинами, опрокинули черкесов и с обычным своим криком бросились в погоню»…

Н.Николаев, чиновник российской администрации (1903 год):

«От местечка Цхинвали, вплоть до самого главного хребта, по реке Лиахва, тянется весьма живописное Джавско-Рокское ущелье, длиною приблизительно верст 50. Оно населено исключительно осетинами. Население быстро размножается, а площадь пахотной земли остается все одна и та же, причем ее весьма мало в крае: есть дворы, в большинстве случаев, владеющие участками в половину десятины имении. Понятно нет ни одного семейства, которое бы могло прокормиться круглый год своим собственным хлебом. Его непрерывно покупают горцы в Цхинвалах.

Благодаря отсутствию годной земли и каких-либо других заработков, в стране вечно царит нужда в насущном хлебе. Эта нужда и гонит горца в другие края. В последнее время горцы массами стали выселяться в Кахетию. Борьба горца с природой еще более усугубляется отсутствием в крае каких-либо путей сообщения.

В 20-60 годах прошлого века, когда в селениях Джавах и Роках стояли войска, правительством была проведена колесная дорога вплоть до Военно-Осетинской дороги».

Подготовил Коцты Х. 

 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно