И снова к теме юбилея памятника Коста

3-08-2015, 16:53, История [просмотров 3858] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

И снова к теме юбилея памятника КостаИсполнилось 75 лет со дня открытия в Цхинвале памятника великому Коста Хетагурову. В предыдущем номере мы уже обращались к данной теме. И сегодня сочли нужным снова к ней вернуться. В те уже далекие времена это было грандиозным событием – воплотилась мечта всех южных осетин, чтобы в центре их столицы стоял монумент в честь данной выдающейся личности. Вокруг памятника был разбит сквер, посажены редкие хвойные деревья. С тех пор это место является любимым местом отдыха цхинвальцев. Здесь же проводятся различные культурные мероприятия, собрания общественности. И одно откровение: сюда приходят все те, кто был по разным обстоятельствам оторван от Родины.

В дни открытия памятника одна из московских газет писала: «На склонах гор, в долинах Рукского ущелья чабаны – ворошиловские всадники соревнуются в джигитовке. Повсюду в селах крестьяне варят национальный напиток – ячменное пиво. В Кемультском ущелье тысячи колхозников области пробивают в скалах последние метры дороги, и там, где с трудом пробивалась вьючная лошадь, свободно проходит теперь грузовой автомобиль. Народ готовится к празднованию двадцатилетия советской власти в Южной Осетии. На торжества из самых отдаленных высокогорных сел уже двинулись караваны колхозников. Закончилась прокладка железной дороги Гори – Сталинир. С гор к железнодорожному полотну спускаются всадники, чтобы посмотреть движение первого поезда, но его еще нет. Гладя рельс рукой, старик-горец со слезами на глазах говорит: «Сбылась наша вековая мечта. Теперь мы имеем свою дорогу».

В дни торжествна площади имени Ленина, куда ожидается приход первого паровоза, съедутся с гор десятки тысяч колхозников, чтобы принять участие в праздновании. В ночь на 28 июля они зажгут костры, и участники гражданской войны расскажут им о борьбе осетинского народа с белогвардейцами и меньшевиками за свое счастье, за советскую власть. В городском театре, который сможет вместить до пятисот человек, будет проходить торжественная сессия областного Совета. Председатель областного исполкома т.Хубаев выступит на ней с докладом о двадцатилетии советской власти в Южной Осетии. На площади Хетагурова сейчас стоит окутанное белым полотнищем величественная фигура осетинского народного поэта Коста Хетагурова. Ее высек из мрамора осетинский скульптор-самоучка Дзантиев Инал. Ко дню юбилея приурочены также закладка памятника Ленину, открытие обелиска памяти 13 коммунаров, расстрелянных меньшевиками, пуск городского водопровода и открытие детского театра. Заканчиваются последние приготовления к торжествам. Артисты Осетинского театра, Областной ансамбль песни и пляски, кружки художественной самодеятельности готовятся к выступлениям на площадях».

Несмотря на две очевидные неточности, заметка весьма примечательна и хорошо передает дух того времени. А неточности касаются материала, из которого сделан памятник, а также личности скульптора Инала Дзантиева, который назван самоучкой.

Основной материал по данной теме взят из весьма содержательной журнальной статьи Игоря Дзантиева «Целый век на творческом Олимпе». В ней речь идет о нескольких поколениях художников Дзантиевых, внесших заметный вклад в развитие изобразительного искусства Осетии. Большая часть публикуемого материала широкому читателю не известна, а потому следует вспомнить о некоторых особенно примечательных фактах.

На формирование художественных взглядов Инала Дзантиева решающее влияние, безусловно, оказал Давид – старший брат Инала». Одержимость, с которой Инал Дзантиев взялся за дело, очень быстро привела к заметным результатам. Уже в конце 1920-х он добился первого общественного признания и упоминания в прессе. В газетах и журналах тех лет появляется целый ряд статей, рассказывающих не только о творчестве Давида, но и Инала. Их работы привлекали внимание М. Горького. Об этом было подробно сказано в публикации Х. Ардасенова «Горький на земле Ирыстона» (1970). «Большую роль сыграл Горький в судьбе осетинского юноши, начинающего скульптора Инала Дзантиева. Профессор Гофман, в то время заведующий владикавказским Гороно, сообщил Алексею Максимовичу о талантливом молодом скульпторе И. Дзантиеве. Горький заинтересовался им и пригласил к себе. Это было 28 июля 1928 года во время посещения Горьким Владикавказа… Максим Горький внимательно рассмотрел две статуэтки, которые принес ему Дзантиев – «Горец, переходящий перевал» и «Чабан с отарой овец». Советский писатель похвалил молодого скульптора за хорошую передачу чувств своих героев, предложил ему поступить в Академию художеств и обещал свою помощь… И хотя Иналу Дзантиеву не удалось завершить учебу в Академии (он вынужден был оставить ее по болезни), но в сердце его до конца жизни сохранилось чувство благодарности к выдающемуся писателю и гуманисту». Это все из статьи Игоря Дзантиева.

Далее. В 1935 году проводился конкурс на лучший памятник Коста Хетагурову в связи с 30-летием со дня смерти поэта. В конкурсе приняли участие не только скульпторы, но также графики и живописцы. И в этом созвездии лучших художественных талантов Осетии Инал Дзантиев получил первую премию. В его проекте, отличавшемся оригинальным прочтением темы и глубоким национальным духом, были воссозданы как образ самого Коста, так и эпизоды бесправной жизни горцев. Памятник предлагалось соорудить на площади перед строящимся зданием национального театра в столице Северной Осетии (ныне – Театр оперы и балетана набережной Терекаво Владикавказе). Однако из-за хронической нехватки экономических и финансовых ресурсов осуществление проекта из года в год откладывалось, пока не началась Великая Отечественная война. Так интересный замысел скульптора не получил своего архитектурного воплощения во Владикавказе.

Победа в представительном творческом конкурсе умножила известность Инала Дзантиева. К тому же он и сам не чурался общественной и руководящей работы. В 1935-м в 27 лет он становится директором республиканского музея краеведения, а в июле 1937-го избирается делегатом VII съезда Советов Северо-Осетинской АССР.

Когда в 1939 г. Совет народных комиссаров Северо-Осетинской АССР принял решение создать организацию «В целях развития творческой работы художников, скульпторов, резчиков республики», именно Инал Дзантиев, как наиболее авторитетный из коллег, был избран первым председателем Союза художников Северной Осетии.

Тогда же он вернулся к теме, которая принесла ему самый большой успех – к образу великого Коста. Инал не опустил руки из-за того, что блистательный проект его памятника оброс чиновничьими обещаниями, и вскоре выдал новый вариант, который также впечатлял, олицетворяя непреклонное стремление к свободе и мятежный характер народного поэта. К счастью, в этом случае 12-метровый памятник нашел свое точное место, чтобы служить людям.

28 июля 1940 г. в Цхинвале при общем стечении народа состоялось торжественное открытие монумента Коста Хетагурову. Появление долгожданного памятника в столице Юго-Осетинской Автономной области вызвало большой общественный резонанс. Об этом знаменательном событии опубликовала фотоотчет даже газета «Правда». И позже центральная пресса не раз помещала изображение памятника как символ Цхинвала на своих страницах как, например, это сделал многотиражный и читаемый в СССР журнал «Огонек» в 1959 г.

В дальнейшем Инал Дзантиев продолжал обращаться к образу Коста. В 1956 г. памятник поэту был открыт в шахтерском поселке Мизур, а затем и в сел. Коста Хетагурова (Лаба).

Умер Инал Дзантиев в 1964 году, когда ему было всего 55 лет…

Памятник Коста Хетагурову в Цхинвале традиционно стал местом, где отмечают праздники поэзии, день осетинского языка, другие памятные события, и, прежде всего, те, которые связаны с именем Коста. Особо придирчивые утверждают, что со временем скульптурный облик поэта стал терять выразительность. Объясняется это тем, что за семь десятков лет памятник неоднократно красили и число слоев с каждым годом увеличивается. Но большинство цхинвальцев в такие частности не вглядываются – для них главное, чтобы Коста, как и раньше, был на месте, возвышался над городом.

В августе 2008 года сквер, где расположен памятник, подвергся обстрелам. Город было не узнать, горели дома. Пройти от почты через скверик поэта доулицы Хетагуровабыло весьма затруднительно. Все было завалено ветками деревьев, прямо на дорожках зияли глубокие воронки. Но сам памятник был невредим. Сейчас многие воспринимают это как чудо, но однозначно Коста спасли деревья, принявшие на себя удар. Хвойные красавицы сильно пострадали, но сберегли для своих горожан творение Инала Дзантиева, памятник, который вместе с народом, как и в бытность самого Коста, пережил многие потрясения.

 

Б.Харебов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031