Один из эпизодов геноцида осетинского народа глазами Махарбека Туганова
Говоря о геноциде осетинского народа начала прошлого века невольно представляешь известное полотно Махарбека Туганова «Расстрел 13 коммунаров», посвященное одному из трагических эпизодов кровавой вакханалии, которую устроила на осетинской земле Грузия в 1920 году. Правда, эту картину (размеры 2 х 2,5) мы каким-то немыслимым образом… потеряли. Пропажа была обнаружена, кстати, работниками нашей редакции, и обнаружена совершенно случайно – в конце 2010 года «Республика» готовила настенный перекидной календарь с репродукциями картин М. Туганова (в 2011 году Мастеру исполнялось 130 лет со дня рождения), и, когда один из авторов проекта, главный редактор газеты А. Кочиев, пришел в Национальный музей, чтобы переснять известную картину, то экспоната там не оказалось. На вопрос, где же находится картина, тогдашняя дирекция музея внятного ответа дать не смогла. В итоге, музей был опечатан, долго шла проверка, но с тех пор, а это уже более десяти лет, ответа на вопрос, куда пропало знаковое полотно Туганова, все еще нет...
Однако, сегодня хочется поговорить о другой работе Махарбека Сафаровича, «Отступление юго-осетинских повстанцев», являвшейся также документальным свидетельством геноцида осетинского народа начала прошлого века, хранящемся в Северо-Осетинском художественном музее им. М. Туганова. Работа эта выполнена тушью, размер 64,5х89,5.
В данной работе художник постарался воссоздать один из эпизодов национально-освободительной борьбы осетинского народа 1918-1920 гг. Действие происходит ночью,в горах, вокруг костра, идет обсуждение дальнейших шагов, лица у всех сосредоточены. Среди защитников Отечества в основной массе простые крестьяне, что видно и по их вооружению: охотничьи ружья, топоры, вилы, самодельные копья, дубины… Речь держит Александр Джатиев, поднявшийся на ствол поваленного дерева. Его образ считывается легко. Так же, как и статный образ стоящего напротив Мате Санакоева. Из исторических источников известно противостояние этих двух лидеров, когда один (Джатиев), подчиняясь требованию Кавказского краевого комитета РКП (б), организовал выступление и провозгласил советскую власть на юге Осетии, а другой (Санакоев) предупреждал, что данный приказ является провокацией и поводом для военного похода на Цхинвал грузинских войск, и как выход из ситуации (ввиду малого количества боеприпасов, численного состава и невозможности держать эффективную оборону Цхинвала) предлагал сыграть на опережение – атаковать слабый гарнизон Гори, захватить железнодорожную станцию, склады с вооружением, а главное, пополнить бригаду осетинами, проживающими в деревнях между Цхинвалом и Гори. Но к Мате, военному стратегу, полному кавалеру Георгиевского креста, не прислушались, иначе, сегодня, мы бы имели совершенно другие реалии и более широкие границы.
И еще один момент. В разных источниках в названии данной картины фигурирует также и «1920 год». Однако, согласно историческим сведениям, в дни геноцида у осетин не было времени проводить подобные собрания, тем более, такие многочисленные. Поэтому, возможно, данный эпизод относится к 1919 году, когда в октябре грузинские войска также вторглись в Южную Осетию, а повстанцы обсуждали дальнейшие свои действия, собравшись высоко в горах у древнего святилища Кастау дзуар близ села Тонтобет Дзауского ущелья…
С. Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.