Геноцид осетин 1920 года. Экономический аспект
До 100-летия геноцида осетин юга Осетии осталось совсем немного. 12 июня 1920 года вооруженные силы правительства Грузии вторгаются в пределы Южной Осетии, огнем и мечом пройдясь по ее территории от Цхинвала до селения Рук. На всем этом протяжении не осталось ни одного населенного осетинами селения, не разграбленного и не сожженного грузинской гвардией. Погибли мирные жители, десятки тысяч стали беженцами.
В прессе сегодня много материалов, посвященных кровавым итогам политики грузинских властей в отношении южных осетин. Но практически нечего не говорится об экономических потерях и необходимости компенсации. Между тем, в 1920 году грузинские власти посчитали, что осетинский вопрос, наконец, решен. И это неудивительно, ведь практически все основные районы проживания осетинского населения в Южной Осетии были «зачищены». Оставшиеся немногочисленные жители осетинской национальности должны были быть выселены, а в населенные пункты большими группами заселялись грузины из соседних районов Грузии. Сам регион подвергся грабежам, тем более, что добра, в спешке оставленного беженцами, было немало.
Действия властей Грузии в 1920 году носили запланированный и осознанный характер. Имеющиеся документы и свидетельства тех лет доказывают факт широкомасштабного геноцида осетин. Всего погибло 5 279 человек, из них женщин – 1 375, детей – 1 844. То есть каждый третий погибший был ребенком!
Всего было убито или погибло в пути более 15 тысяч человек – 20% тогдашнего осетинского населения Южной Осетии. И это не считая тех, кто умер уже в изгнании от голода и болезней. Стоит ли говорить, что эти цифры целенаправленно были занижены советской системой формального интернационализма. Ведь в действиях властей Грузии слишком уж много было неприкрытого национализма, ответственность за который непроизвольно проецировалась и на грузинский народ. А этого в эпоху «дружбы народов СССР», по мнению Москвы и Тбилиси, допустить было нельзя. Но, тем не менее, даже эти цифры впечатляют.
Немалый урон был нанесен и хозяйству Южной Осетии. Было угнано 17 тысяч голов крупного рогатого скота, 46 тысяч овец, сожжено 2 000 домов. На всем расстоянии от Цхинвала до села Рук не осталось ни одного не сожженного осетинского населенного пункта. Урожай 1920 года был вытоптан на корню.
Что же касается понесенного общего экономического урона, то по приблизительным (также заниженным) подсчетам, причинено было убытков на сумму 3 млн. 317 тысяч золотых рублей.
Сегодня необходимо поднять вопрос не только признания факта геноцида осетин юга Осетии, но и возмещения материального ущерба, нанесенного грузинскими властями гражданскому населению в 1920 году. Если перевести указанную выше сумму потерь, то в нынешних ценах она составит 19,8 млрд. рублей. При этом, сюда не входит денежная компенсация самим жертвам геноцида. Общий размер выплат может достичь эквивалента 5 млн золотых рублей, во всяком случае эта цифра указана в «Декларации о геноциде 1920 года» принятой на 14 сессии Юго-Осетинского областного Совета народных депутатов XXсозыва 20 сентября 1990 года.
К слову, Германия до сих порвыплачивает компенсации жертвам концлагерей,а не так давно и Греция потребовала от Берлина возмещение ущерба от немецкой оккупации времен Второй мировой войны.
Если говорить о прецеденте выплат жертвам геноцида, то необходимо обратиться к теме геноцида армян в Турции. Но прежде к истории вопроса. В декабре 1918 году Англией, Францией и США в Баку была создана «Контрольная комиссия союзных держав». По своей сути она была официальной, международной, интернациональной, и в состав комиссии из 30 человек вошли всего 7 армян. Обсуждался размер выплат жителям города Баку, пострадавшим от преследований по национальному признаку. Комиссия предложила представить списки-сметы с целью выплаты денежной компенсации. Затем начала проверять подлинность этих списков, в апреле 1919 года закончила и опубликовала окончательные итоги. Комиссия признала подлежащими законной выплате: армянам – 453 млн 184.126 рублей, русским и представителям других национальностей – 48 млн 824.531 р., грузинам – 3 млн 995.049 р., мусульманам – 2 млн 226.822 р., учреждениям и предприятиям – 83 млн 871.114 р. При этом каждому спискодателю был вручен соответствующий чек.
Впрочем, тех же армян такие суммы не устроили. В 1919 году практически на второй день после опубликования решения указанной выше комиссии, руководитель находящегося в Париже Армянского национального конгресса Погос Нубар отправил в Турцию состоящую из армянских и иностранных специалистов комиссию, целью которой было выяснить размер материального ущерба западных армян вследствие геноцида. После длительного и подробного изучения комиссия единогласно пришла к выводу, что стоимость присвоенного Турцией материального имущества армянсоставляет 3 млрд 350 млн долларов.
Собственно выплаты жертвам геноцида начались только в наше время. Но ирония судьбы состоит в том, что выплаты производит отнюдь не правительство Турции. Выдачей компенсаций потомкам жертв геноцида армян производится страховой компанией «New York Life Insuran-ce», застраховавшей в начале прошлого века жизни многих армян-жителей Османской империи. На выплату компенсаций страховая компания выделила порядка 8 млн. долларов из которых 3 млн. 650 тыс. распределялись среди граждан Армении. Еще 2,7 млн. получили армяне, проживающие в США. Оставшаяся сумма будет выплачена бенефициариям, проживающим в других странах. В общей сложности компенсацию должны получить 1200 армян.
Знаковый факт. Призыв к покаянию и компенсации нанесенного ущерба жертвам геноцида звучит не только из уст армян. Есть сторонники торжества исторической справедливости и среди турецких общественных деятелей. Как, например,не так давно турецкий правозащитник и ученый Саит Четиноглу отметил, что долгом каждого человека является признание преступлений, и их должно признать и турецкое общество. «Мы должны признать свою вину, задаться вопросом, а что мой дед делал в 1915 году, и поставить реальный памятник жертвам Геноцида под лозунгом «Никогда больше», убрав имена турецких деятелей с наших улиц и зданий, вернув дома, конфискованные у армян и греков», – сказал Четиноглу.
Как считает исследователь, турецкие политические партии должны выступить с соответствующим заявлением о признании, а политические лидеры должны отказаться от награбленного в те годы. Авангардом данного движения, по его мнению, должна стать турецкая интеллигенция.
К сожалению, нам в Южной Осетии надеяться на такое же здравомыслие со стороны грузинской общественности не приходится.
М.Багаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.