«Расстрел 13 коммунаров». Из истории пропажи знакового полотна

 

«Расстрел 13 коммунаров». Из истории пропажи знакового полотнаВ начале февраля директор Национального музея Южной Осетии Мераб Зассеев в беседе с журналистом ИА «Рес» напомнил о пропаже картиныМахарбека Туганова «Расстрел 13 коммунаров», отметив, что нет конкретных фактов, говорящих о том, когда именно исчезла картина. В сообщении также говорится, что Генпрокуратура приостановила уголовное дело…

Напомним, что пропажа знакового полотна была обнаружена именно нашей редакцией. Это был конец 2010 года, когда мы, вместе с Олегом Икаевым, под грифом Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций готовили к изданию перекидной настенный календарь к 130-летию Махарбека Сафаровича Туганова. Определенное количество репродукций произведений художника в архиве газетыимелось, но необходимо было качественно переснять еще ряд его знаковых полотен. В Северо-Осетинском художественном музее им. М. Туганова проблем не было, нам предоставили необходимые фото картин Мастера. А воткогда мы отправились в наш тогда еще Краеведческий музей, чтобы сфотографировать известную картину художника, изображающую эпизод геноцида осетинского народа 1920 года, то экспоната там не оказалось. На вопрос, где находится картина, дирекция музея внятного ответа дать не смогла и спустя неделю. В итоге, момент пропажи знакового полотна был поднят нами на страницах газеты, и после ряда публикаций, музей былопечатан (тогда он еще располагался в старом здании по ул. Армянская), Прокуратурой возбуждено уголовное дело,началось расследование, растянувшееся на долгие годы. При этом, вот уже спустя более десяти лет, никто не может дать вразумительный ответ, почему Южная Осетия до сих пор не заявила о пропаже исторического полотна в международный розыск. Как это было сделано, скажем, с Триптихом. Ведь именно благодаря этому мы, по крайней мере, знаем, где сейчас находится древняя икона... Да и вообще, признаться, было бы интересно посмотреть на свидетельства опрошенных. И вот почему.

Исходя из комментария представителя Генпрокуратуры, данного нашей газете в прежние годы, «в ходе расследования было установлено, что картина М. Туганова «Расстрел 13 коммунаров» пропала в неустановленное время. Во время следственных мероприятий опрошены сотрудники и руководство музея. Никто достоверно точно не может вспомнить, когда пропала картина». При этом приводится и мнение директора музея того периода. «В 90-х годах в здании Краеведческого музея находился штаб грузинских боевиков. И, по словам директора, скорее всего, картина была уничтожена грузинами как свидетельство преступлений Грузии против осетинского народа». Любопытное предположение, согласитесь. Но тут есть интересная деталь. Во-первых, напомним, картина «Расстрел 13 коммунаров» еще с советских времен была выставлена на видном месте, между первым и вторым этажами на стене лестничного пролета прежнего здания музея. Не заметить ее отсутствие было невозможно, поскольку именно это полотно встречало посетителей, которые поднимались на второй этаж. А вдвойне непонятно, как пропажа столь ценного экспоната осталась незамеченной, поскольку речь идет не о небольшом предмете – картина была внушительных размеров – 2 на 2,5 метров и являлась живым документальным свидетельством геноцида нашего народа, на ней живые «оригинальные» (если так можно выразиться) лица, а потому она представляет не только материальную и духовную ценность, но и историческую. Во-вторых, есть еще один интересный эпизод во всей этой странной истории. Художественный руководитель Госдрамтеатра Тамерлан Дзудцов, рассказал нам, как в свою бытность министром культуры, в 2008-м году он планировал организовать тематическую выставку о геноциде осетинского народа под названием «Выставка одной картины». Выбор, естественно, пал на полотно Махарбека Туганова «Расстрел 13 коммунаров». Дзудцов рассказал, что он обратился к директору музея с данной инициативой, и получил его согласие на вывоз картины в назначенный день на место выставки. «Ничего о том, что картины нет или, скажем, она на тот момент непригодна для выставления, в ответ услышано не было, – утверждает Дзудцов, – При этом обращался я к директору с напоминанием в течение трех месяцев раза три».

Картина, в итоге, тогда так и не была выставлена – по стечению обстоятельств именно в этот период Тамерлан Дзудцов был освобожден от занимаемой должности, а новый министр Махарбег Кокоев об идее своего предшественника попросту ничего не знал, а потому картину больше не требовал.

Мнения о том, когда же в последний раз кто-то из посетителей видел картину, расходятся. Называются разные годы. Любопытно, что сам директор музея того периода, в разговоре с нами, сразу после поднятия шума вокруг пропажи картины, утверждал, что в период его руководства музеем, а это начало 2005 года, картины М. Туганова в музее уже не было, и он даже предпринимал попытки найти ее след (!). Думается, тогда логичен элементарный вопрос – почему после неоднократного обращения к нему министра Т.Дзудцова директор повел себя таким нелогичным образом?

Но, к сожалению, пропажа картины «Расстрел 13 коммунаров» не единственная, что было утеряно из работ Махарбека Туганова. Десять лет спустя, в конце 2020 года, теперь уже к 140-летию Туганова, по решению коллегии Министерства культуры, мы снова приступили к подготовке настенного перекидного календаря с репродукциями работ Мастера. На этот раз было решено использовать другие картины Туганова, благо наследие, которое оставил художник, это позволяет. Используя различную литературу и, в частности, книгу Мусса Хакима, биографа Махарбека Сафаровича, были определены репродукции, которые должны были войти в готовящееся издание. Среди других полотен Мастера особое внимание привлекла картина «Генерал Тормасов и пленные вожди-повстанцы в 1810году», в которой художник запечатлел один из трагических эпизодов многочисленных карательных экспедиций XIX века на земле юга Осетии. Не так давно мы писали об этой работе Туганова («Республика» № 24-25, 2021 г.). Картина датирована 1932 годом, и, согласно каталогам, также имела немалые размеры – 2х3 метра...

Признаться, при подготовке еще первого календаря, десять лет назад, мы не сконцентрировались на ее поиске, сроки на издание были ограничены, а поскольку сразу картину найти и переснять не удалось, к тому же, в то время внимание было сконцентрировано на пропаже «Расстрела 13 коммунаров», календарь был издан с имеющимися полотнами художника. И вот, в 2020 году оказалось, что и «Генерал Тормасов» тоже пропал. Правда, когда – тоже не известно. В упомянутой книге М. Хакима «Махарбек Туганов» (1962) в перечне, как сказано в издании, «важнейших работ» художника данная картина проходит как экспонат юго-осетинского музея. Нынешний директор Национального музея Мераб Зассеев сказал, что работниками была проведена сверка документов и данная картина в музее не числилась. Нет ее и в каталогах северо-осетинских музеев...

Такая вот история... И во всех этих ситуациях интересен один нюанс – почему-то пропали работы Туганова, в исчезновении которых заинтересованы, в первую очередь, наши южные соседи. Так что фронт работы для прокуратуры, думается, еще есть.

Возвращаясь к картине «Расстрел 13 коммунаров» следует сказать, что наша редакция постаралась восстановить ее пофотографиям. Итог можно посмотреть в фойе Дома печати на 3-м этаже. Понятно, что репродукция картины получилась черно-белой и не является ее полным форматом. К примеру, коммунар на переднем плане указывает пальцем на крест, сорванный с грузинского священника, на который он наступил ногой...

А. Кочиев

Рубрика «Колонка редактора»

На фото:

1. Репродукция картины М. Туганова «Расстрел 13 коммунаров в Цхинвале»

2.Репродукция картины М. Туганова

«Генерал Тормасов и пленные вожди-повстанцы в 1810году»

«Расстрел 13 коммунаров». Из истории пропажи знакового полотна


Опубликованно: 13-02-2023, 14:16
Документ: Общество > https://respublikarso.org/elections/4638-rasstrel-13-kommunarov-iz-istorii-propazhi-znakovogo-polotna.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад