Что за дикость – платный тамада! (фельетон) |
У нас в стране Нартов свои вековые традиции. Справляем свадьбы, отмечаем рождение сына, празднуем благополучное возвращение из дальнего похода, провожаем в последний путь усопших... И все эти мероприятия строго регламентированы и определены по личному участию каждого члена нашего большого сообщества Нартов. Для дела этого выбираем лучшего и красноречивого из наших старших – руководят они церемониями и застольем, младшие по возрасту – в помощь старшим и разлетаются как крылатые кони выполнять поручения… Но вот недавно я узрел в сосуде мирового злонамерения, который по-заморски величают Интернетом одно объявление: проведу праздничное застолье с соблюдением строгой очередности молитв и всех сакральных канонов традиционных осетинских мероприятий. Выручу вас ролью æмдзуарджын или къухылхæцæг. И тут же расценки услуг: фынджы хистæр (тамада) – 1 000 рубл/час; къухылхæцæг (дружка жениха) – 8 000 на все время свадьбы... Да уж… Лучше бы усы мои побелели и чуб отвалился, чем узреть такое! Что, уже перевелись среди наших родных и близких старшие и младшие, что стали востребованы услуги наемных артистов? Иначе их и не назовешь, людей, которые на наших свадьбе или похоронах будут изображать радость и сочувствие. Хотя и узнали тебя всего за день до этого, и то во время обсуждения стоимости своих услуг… Ладно, я еще могу понять, когда корпоратив ведет тамада, хотя и тут не верится, что в коллективе нет умудренного и звонкоголосого. Но когда традиционное застолье ведет посторонний наемный тамада – это уже, согласитесь, ни в какие ворота не лезет. Даже если этот человек прекрасно осведомлен об «очередности молитв и всех сакральных канонов традиционных осетинских мероприятий». Как вспомню свадьбу нарта Ацамаза и красавицы Агунды, радостью наполняется сердце от этого красивого события. А какие яркие персонажи были в его свадебном поезде. Из серебра была выточена свадебная колесница Агунды, семь ветверогих оленей – дар небожителя Афсати – запряжены были в нее, позади ехали дружки, а следом за ними на семи доверху нагруженных повозках везли вещи невесты. Держать за руку красавицу Агунду и везти ее в дом жениха выпала честь самому небесному Уастырджы, а с другой стороны ехал старейший из нартов Уырызмаг. Впереди скакал небожитель Тутыр, а знамя нес дух – покровительравнины. Ловко джигитует во славу жениха и невесты прославленный небожитель Уацилла, и когда ударяет он плетью, громы грохочут над миром и небесные молнии отбрасывает копье его. Где ступит конь Уацилла, там остается овраг, и, подобно зимней метели, проносится дыхание коня его. Так, веселые, привезли они Агунду-красавицу в нартское селение и ввели ее в дом жениха. Большой свадебный пир устроили нарты в своем доме. Седобородый Уырызмаг старшим восседал на этом пиру во главе стола... И вот как представлю, что къухылхæцæг у Ацамаза мог быть какой-нибудь коротышка из быцентæ, а на свадебном столе тамадой кривоногий кадзи, то прихожу в ужас. Еще печальнее, что на поминальных мероприятиях тризну стали справлять в ресторанах. Раньше на юге Алании это было в диковинку, сегодня и это уже норма. Хотя большинство поминальных застолий все еще организуют во дворах с помощью соседей, но вскоре и участие соседей не будет обязательным. Как пример (который я уверен окажется заразительным), ситуации на севере Алании. Читаем одно из многочисленных объявлений: «Организация и обслуживание любых мероприятий. Поминальные обеды на похороны, 40 дней, годовщины. Тактичный персонал с опытом работы более чем 15 лет. Уютно, чисто, вкусно. Составим индивидуальное меню в зависимости от ваших пожеланий. Наши официанты быстро и профессионально могут обслужить до 500 гостей одномоментно, не только в городе Владикавказе, но и селах Северной Осетии. Имеются новые палатки, котлы, которые вы можете тоже заказать. Стоимость обслуживания на одного человека от 600 руб». Где-то предлагают и услуги тамады. В подобных объявлениях так и читается между строк: «Все заботы берем на себя, от вас – только покойник» L С одной стороны, конечно же, хорошо, если кто-то берет на себя все заботы по похоронам. Это дорогого стоит. Но чтобы за деньги и люди со стороны!.. А где же соседи, куда делась традиция брать на себя организацию похорон со стороны тех, кто бывает порой ближе дальних родственников? Положительный пример. Естьв Цхинвале многоквартирный дом по ул. Мамсурова, 14. Обычная многоэтажка с разными по характеру и менталитету жители. Но в деле коллективных действий им нет равных. И недостатка в старших и младших для организации и свадеб и похорон у них нет. Только старших, которые могут искусно вести застолье, у них начитывается четверо. А ведь порой даже найти одного тамаду на всю улицу бывает невозможно. Есть среди жильцов свой повар, и сосед, взявший на себя ответственность следить за котлами и поддерживать под ними огонь. У одного из жильцов есть даже свой прокат столов и палаток. А как они отмечали свадьбы! Попал я как-то к ним на застолье, так печи поставили прямо во дворе и женщины выпекали осетинские пироги прямо на виду сидящих за свадебными столами гостей. Пироги подавались к столу, что называется, с пылу с жару. Это вам не готовая кухня, где порой мастера делают эксперименты с начинкой пирогов. Среди жильцов есть даже массовик-затейник, мой далекий последователь, который способен затанцевать гостей или при желании устроить маленькую разборку. Ведь какая свадьба без драки?! Одним словом, с такими соседями и жить хорошо, и умирать не страшно. А вот фынджы хистæр на заказ… Нельзя переступать определенные линии, и эта одна из таких. И тут фронт работы не только «Стыр Ныхаса», на который любят пенять и порой справедливо, но и самого общества. Ведь все идет из семьи, от старшего.
Рубрика «Улыбка Сырдона»
Опубликованно: 12-12-2022, 12:59 |
Вернуться назад |