Парковая скульптура Цхинвала или застывшая в камне и бронзе история |
Столица Южной Осетии город Цхинвал, как и всякий древний город, имеет свое очарование. Оно заключается не только в осознании его многовековой истории, но и в архитектурном облике. Однако, после событий новейшей истории облик этот перетерпел серьезные изменения. Притом не в лучшую сторону. Поэтому облик города, в том числе и его историческую ауру приходится воссоздавать заново. Одним из главных направлений в этом деле должно стать восстановление Старого города, о чем наша газета пишет с настойчивой периодичностью. Это, если хотите, обязанность нынешнего поколения. При этом должен произойти не просто ремонт или восстановление старых зданий, но и придание им функциональности: кафе, художественные мастерские, музеи. Понятно, что дело это не сегодняшнего дня. И тем не менее. Менее затратными, но не менее значимыми были бы усилия в сфере возрождения в Цхинвале некогда процветающей системы садово-парковой скульптуры. Попросту говоря, установка скульптур и скульптурных композиций в парках и на улицах города, чем в последние годы по доброму «заболели» города бывшего СССР и старой Европы. Ведь это тоже придает колорит, «узнаваемость» и «непохожесть» городу. Первые попытки в Цхинвале уже предпринимаются и, как пример, Пионерский парк с его обновленной оградой. Здесь уже стоят мультяшные персонажи Маша и Медведь, фонтанчик. Конечно, это далеко от национального стиля и несравнимо с былым размахом городского Парка культуры и отдыха, где «резвились» табуны диковинных животных, созданные из дерева мастером Р.Хетагуровым. Да и в самом Пионерском парке в свое время в тени деревьев стояли каменные девушки с мячами и веслами, фонтаны с жанровыми скульптурами… Несмотря на провинциальный статус, в советском Цхинвале (Сталинире) было много скульптурных достопримечательностей. Самый заметный образец был на месте нынешнего Дома Правительства. Здесь был арочный скульптурный комплекс с фонтанчиками, окруженный самшитовыми насаждениями. На Театральной площади поочередно стояли памятники В.Ленину, после И.Сталину, которых сменил, скромно прижавшись в уголке сквера Коста Хетагуров. Перед ним вскоре в камне замерла девушка-горянка Фатима из одноименной драмы Коста. Однако творение известного осетинского художника Т.Гаглоева через некоторое время убрали. Как и памятник осетинскому писателю М.Шавлохову, располагавшийся не так далеко. Теперь об этих скульптурах помнят только старожилы и… фотографии. Как и о монументальных скульптурах Ста-лину и Ленину у парадной лестницы Дома Советов (Парламента). К образцам садово-парковой скульптуры в Цхинвале (Сталинире) можно отнести не только многочисленные фонтанчики, бюсты литературных знаменитостей, пионеров с горнами. Как наиболее красочный образец – скульптурная группа мальчиков перед гостиницей «Ирыстон». Как гласит легенда, сперва они были обнаженными, однако позже, «по требованию партии», их «одели» в короткие трусики. Классические образцы расположились и в поселке Кваиса. Здесь в парковой зоне на каменных постаментах гордо вздымают к небесам свои рога олени и косули. К сожалению, многое из доброго, а во многом классического прошлого ушло в небытие. Сегодня в мире в моде устанавливать разножанровые скульптуры на улицах города. Мы не говорим о монументальных скульптурных работах. Это скорее скульптуры садово-парковой стилистики, которые вышли за пределы садовой ограды. Есть памятники милиционерам, плавленому сыру, писателям, поэтам, животным. Выполнены они в новой, во многом непривычной стилистике. Во Владикавказе это памятник Коста Хетугурову, присевшему на скамейку, памятник Булгакову, прохаживающемуся по улице или «вечно» играющим нардистам. Владикавказ также украшен и не менее интересными композициями с национальным колоритом – «Сказитель» и «Танец». В первой воплощен народный сказитель эпоса в окружении слушателей, на втором – танцующий джигит и горянка. В Южной Осетии, к образцу «выхода» скульптуры в народ нового времени можно отнести «многострадальную» скульптуру осетинского лингвиста Васо Абаева в сквере перед Домом Правительства. То, что памятник находится в шаговой доступности от простых людей, становится современной тенденцией в развитии садово-парковой скульптуры. Возможность, в самом прямом смысле этого слова, прикоснуться к известной личности, запечатленной в бронзе, сфотографироваться рядом на память становится модным веянием. Примеров этому немало в той же России: бронзовый Юрий Никулин у здания Московского цирка на Цветном бульваре, памятник Евгению Евстигнееву в Нижнем Новгороде… Садово-парковая скульптура при этом имеет как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Как иллюстрация этого утверждения – скульптура нарта Батрадза у Дома Правительства. Здесь образ героя эпического сказания (правда выполненного несколько со спорными пропорциями), его внешние атрибуты сами по себе могут стать побуждением изучать Нартский эпос. Отметим, что у авторов Батрадза в мастерских есть макеты скульптур еще одного героя эпоса лукавого нарта Сырдона и народного сказителя Кубады. Вообще, скульптуры на улицах города это не только память, но и побудительный мотив получить информацию о герое. Опять-таки, это и привлекательность для туристов, и часть внешнего восприятия образа столицы Республики. В эту же «копилку» в первую очередь идет еще одна давняя инициатива нашей газеты о необходимости создания Пантеона. Это место станет своего рода окном в прошлое, где будущие поколения смогут пусть виртуально, но прикоснуться к истории своего народа. Стоит ли говорить, что место подобного Пантеона, несомненно, в Старом городе. Однако вернемся к теме парковой скульптуры. Несомненно, ее возрождать надо. Причем делать это надо оригинально, чтобы уже по скульптуре была «узнаваемость» города. Претендентов на то, кого увековечить в бронзе тоже немало. Это те же многочисленные герои сказаний о Нартах. Несомненно украсили бы скверы Цхинвала скульптуры харизматических актеров Госдрамтеатра Давида Габараева и Нины Чочиевой, к месту смотрелась бы скульптура Махарбека Туганова на улице носящей его имя, не исключены и разные, в том числе веселые фрагменты из осетинской литературы… А в поселке Дзау, скажем, мог бы «присесть» на скамейке народный герой смешных историй Резо Джиоев… Словом, примеров много, главное в обязательном порядке заложить под это необходимое дело финансы и заверяем – облик Цхинвала станет еще более родным и… теплым. А то так и придется копаться в старых фотографиях и завидовать жизни наших бабушек и дедушек…
А.Санакоева
Опубликованно: 27-05-2013, 16:49 |
Вернуться назад |