Давно настало время оптимизации некоторых сторон национальной поминальной обрядности. Количество тостов

Давно настало время оптимизации некоторых сторон национальной поминальной обрядности. Количество тостовПохоронная обрядность всегда была частью существования человеческого общества. Этой стороне бытия в Осетии-Алании придавалось и придается большое значение. Несмотря на смену эпох, общественно-экономических формаций и идеологий, необходимость позаботиться об усопшем оставалась частью забот общества. И не имело значение, умирал ли важный человек или простолюдин – всех их надо было достойно отправить в мир теней.

 

У осетин похоронная обрядность является самой консервативной частью мировоззрения. По большому счету основа регламентации этой сферы не меняется веками. При этом отдельные региональные особенности только дополняют общую схему отправления похоронного и поминального ритуала. Сегодня мы рассмотрим лишь одну сторону этой традиции – регламентацию тостов на тризне. Они разделены условно на две части – за упокой и за здравие. При этом в южной и северной частях Алании их последовательность различается. Так, в Южной Осетии первыми идут тосты за упокой, а во второй части поминального застолья – за здравие. В северной части Осетии тосты идут через чересполосицу: тост за упокой сменяется поминальной чаркой – и так до окончания тризны.

Мы не будем сегодня обозначать свою позицию относительно того, насколько соответствует каждая из этих особенностей истинной традиции. Это тема отдельного разговора. Но поговорим о количестве тостов, которые считаются обязательными за поминальным столом. Именно эту тему редакция хочет предложить читателю для обсуждения, поскольку она давно уже нуждается в серьезной регламентации и приведения к единой системе.

С учетом личного опыта проведения поминальных застолий перечислю основные тосты, которые произносит старший за столом (кувæг) в Южной Осетии:

– Первый тост – в нем испрашивается благословение Бога для семьи покойного и пожелание того, чтобы беды и потери обходили семью в дальнейшем;

– Поминальный тост, посвященный непосредственно усопшему.

Следующий тост (их может быть два) озвучиваются в зависимости от ситуации:

– Тост за почивших родителей;

– Поминовение умершей ранее супруги (супруга) усопшего;

Далее стандартный перечень:

– Тост за усопших из числа родственников покойного второго уровня (братья, сестры) – он определяется терминоммадызæнæг;

– Тост за почивших ранее близких родственников широкого круга (дяди, тети, зятья, невестки и т.д.)хæдзарвæндаг. При этом, если кто-нибудь из близких родственников скончался недавно, то он удостаивается отдельного упоминания.

– За почивших представителей фамилии усопшего. Здесь же поминается и фамилия супруги или матери покойного;

– За тех, кто покоится на родовом кладбище усопшего (хъæубæстæ) и за соседей, которые на том свете (сыхбæстæ). Эти поминовения могут провозглашаться единым тостом. Здесь упоминание в тосте генетической связи человека с местом проживания его рода является отголоском патриархальных традиций;

– Поминовение жертв грузинского фашизма: защитников Отечества и мирных жителей;

– Отдельный тост за павших на фронтах Великой Отечественной войны и умерших ветеранов;

– Тост, которым чаще всего завершают поминальную часть тризны – за усопших из числа родных и близких людей, присутствующих на поминальном мероприятии.

Но и это не предел, руководитель застолья может добавить тост за жителей Осетии, ставших жертвами природной стихии (землетрясение 1991 года, обвал ледника Колка, лавины). Отдельное поминовение жертв террористов в Бесланской школе. В последние годы стали поминать и соотечественников, сгоревших в огне геноцида 1920 года.

После наступает время тостов за здравие. Их уже не так много.

За благополучие живущих членов семьи (супруга/супруг, родители, дети, сестры, братья).

– Благодарность всем, кто помогал семье покойного в дни проведения поминальных мероприятий;

– Благодарность всем присутствующим на тризне;

– Завершающий тост, одни посвящают Мыкалгабыр, сопровождающего душу усопшего в потусторонний мир, другие Барастыру, являющемся в осетинском религиозном пантеоне хозяином Страны мертвых (тоже вопрос дискуссий).

Конечно здесь могут быть дополнения в зависимости от желания руководителя застолья, который может, к примеру, провозгласить тост за тех, кто прибыл на тризну издалека, скажем, из Северной Осетии. Или отметить отдельного человека, который оказал финансовую помощь семье покойного в организации поминальных мероприятий.

Как видим, перечень поминальных тостов велик и может удивить, скажем, наших читателей в Северной Осетии, поскольку минимальное количество тостов на тризне доходит до 16. Неудивительно, что поминальное застолье порой растягивается на часы. Поэтому есть необходимость не только в сокращении количества тостов на поминках, но и в их унификации.

Данная проблема стоит и на севере нашей Родины. К примеру, общеосетинская организация «Всемирный совет осетин» («Стыр Ныхас») предлагает свое видение – ограничиться шестью тостами: 1) первым тостом испрашивается благословение Создателя; 2) следующим тостом поминают усопшего; 3) за благополучие семьи покойного; 4) за всех умерших ранее членов семьи или близких родственников; участников ВОВ; жертв природных стихий и павших от рук врагов; 5) за всех тех, кто пришел на тризну помянуть покойного; 6) за изобилие семьи покойного – бæркад.

Безусловно, данный вопрос требует обсуждения. Поэтому предлагаем высказывать свое мнение на нашем сайте или на страницах социальных сетей, где данный материал будет размещен. Мы же постараемся систематизировать ваше мнение, дорогие читатели, для того, чтобы составить конкретные предложения по оптимизации этой стороны национальной поминальной обрядности.

 

Р.Кулумбегов


Опубликованно: 31-01-2022, 18:03
Документ: Общество > https://respublikarso.org/elections/4084-davno-nastalo-vremya-optimizacii-nekotoryh-storon-nacionalnoy-pominalnoy-obryadnosti-kolichestvo-tostov.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад