Улица выдающегося композитора Ильи Габараева

Улица выдающегося композитора Ильи ГабараеваОдна из шести городских артерий, которые соединяют улицу 8-го июня с улицей Миротворцев, носит имя выдающегося осетинского композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Ильи Габараева, с именем которого связано становление и развитие национальной симфонической, оперной и камерной вокальной музыки. Он – автор первой многоактной оперы на осетинском языке «Азау», первых осетинских романсов и симфонических сочинений, получивших признание всесоюзной аудитории.

Габараев Илья Гаврилович родился 1 сентября 1926 года в селении Сахизар Южной Осетии. Еще с детства будущий композитор проявлял незаурядные природные способности, искал место проявления своих талантов – он одновременно обучался в музыкальной школе у Б.Галаева и в Сталинирской изостудии у М.Туганова. Однако музыка все же взяла верх. Уже в юном возрасте с тринадцати лет (!) он играет в оркестре Юго-Осетинского ансамбля песни и пляски, а с семнадцати лет сам начинает руководить самодеятельными музыкальными коллективами юга Осетии. Однако, при всех имеющихся незаурядных природныхданных, было необходимо получить и профессиональное образование. Поэтому, после недолгих раздумий, он поступает в Ленинградское музыкальное училище на теоретико-композиторское отделение, после окончания которого продолжает учебу в Ленинградской консерватории. К слову, в годы учебы за особые успехи молодое дарование получал стипендию им. П.Чайковского. В 28 лет Илья Габараев становится членом Союза композиторов СССР (1954). Параллельно музыке занимается и публицистикой, выступает с критическими статьями по современной музыкальной композиции. Среди творений композитора 13 симфоний, в том числе «Нарт Батрадз», оперы «Азау», «Оллана», «Гора Тбау», «Бонвæрнон», «Свирель пастуха», сюита «Сын Иристона», «В горах Осетии», осетинские рапсодии, романсы в том числе на слова Коста Хетагурова, циклы пьес для детей, многочисленных произведений камерной и вокальной музыки, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам… Его музыка обладает эмоциональной силой, оказывающей равное воздействие и на профессионалов, и на непрофессиональную публику.

Обращение Габараева к жанру рапсодии, как и к другим музыкальным направлениям, было вызвано стремлением автора написать своеобразный музыкальный портрет нации. Характерные для осетинского музыкального фольклора образы героики, мужества, сурового эпического величия и искренней, всеподчиняющей танцевальной стихии стали основными во всех его четырех рапсодиях. Творчески, переосмысленно и гармонически «объемно» звучат у Габараева популярные народные мелодии «Ханты цагъд», «Зилгæ», «Ӕфсати», «Нæртон симд».

Впервые в осетинской музыке именно И. Габараевым ставились и успешно решались задачи создания национальной вокальной интонации, психологически достоверных музыкальных образов, нешаблонной и, вместе с тем, действенной музыкально-сценической драматургии. При этом в творчестве композитора выделяются две любимые темы – лирика и героика, являющиеся основными в вокальной музыке И.Габараева. Он тонко чувствовал слово, любил и хорошо знал европейскую классическую и современную поэзию и, конечно, творчество осетинских поэтов.

Музыка Ильи Габараева исполняется на больших и малых сценах в обеих частях Осетии. Напевная, нежная и трогательная энергетика его мелодий не может оставить равнодушным никого. Одна из самых популярных, безусловно, является «Песня моя, Ирыстон», которую блестяще исполнял хор Государственного ансамбля «Симд» не один десяток лет.Значительное место в его творчестве также занимает музыка к спектаклям «Амран», «Сармат и его сыновья», «Кровавая свадьба», «Виндзорские проказницы», «Сослан Царазон», «Горящее сердце», «Первый удар»», «Медея» и многим другим.

Отдельных слов заслуживают симфонии Мастера. В частности, его Первая симфония, посвященная памяти воинов, погибших в битвах Великой Отечественной войны. Исполненная в концерте декады осетинского искусства в Москве (1960), она была высоко оценена критикой. Так, композитор Григорий Шантырь писал в рецензии: «С первых же тактов захватывает слушателя симфония И. Габараева. Особенно хороша ее первая часть: в ней есть настоящая драматически напряженная «взрывчатая» сила. Лирические образы этой части симфонии покоряют своей искренностью и красотой. Немало творческой выдумки и в контрастных эпизодах второй части. Вкус и оркестровое чутье автора незаурядны».

Современники отмечали и портретное сходство Габараева с Коста Хетагуровым.Но параллели проводились не только внешние. Он, так же, как Коста, нес в себе тяжесть и боль своего народа, а к поэзии Коста обращался неоднократно... Илья Габараев ушел из жизни 1 марта 1993 года.

Мадина Цховребова,

ведущая рубрики «Улицы Цхинвала»


Опубликованно: 02-06-2020, 15:27
Документ: Общество > https://respublikarso.org/elections/3148-ulica-vydayuschegosya-kompozitora-ili-gabaraeva.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад