Война августа 2008-го года глазами северо-осетинского режиссера Ангелины Битаровой

Война августа 2008-го года глазами северо-осетинского режиссера Ангелины БитаровойНа днях кинокомпания «Ирмон» опубликовала на своем YouTube канале фильм, повествующий о военных событиях августа 2008 года в Южной Осетии «Выжить нельзя погибнуть». В связи с распространением коронавируса фильм вышел без соответствующих в таких случаях помпезности и PR-акций, но создатели обещают организовать позже премьерные показы в столицах, как севера, так и юга Алании. Скажем сразу, в отличие от других аналогичных картин о войне двенадцатилетней давности, в ленте играют осетинские актеры, слышна родная речь, показаны знакомые пейзажи. В центре сюжета молодой парень осетин, проживающий в Москве, которого из благополучной жизни мегаполиса отрывают тревожные новости из родины... О съемочном процессе, своей первой большой работе, творческой команде и первых отзывах в интервью газете «Республика» рассказала режиссер-постановщик, молодой специалист, выпускница сценарной мастерской ВГИКа Ангелина Битарова.

 

– Работа над фильмом завершена, отзывы зрителей пойдут позже, но для Вас как режиссера и для творческой команды все получилось так как Вы планировали?

– Да, наконец, мы действительно поставили окончательную точку в работе над фильмом. Сделали онлайн премьеру на YouTube канале. Фильм «Выжить нельзя погибнуть» в свободном доступе на странице кинокомпании «Ирмон»... Признаться, это было тоже волнительно, мне присылали поздравления, отзывы, отмечали в историях своих социальных сетей, делали селфи на фоне экранов своих компьютеров с кадрами фильма... Таковы современные реалии и в этом тоже есть своя прелесть. В целом всё, что можно было сделать, на мой взгляд, согласно нашим финансовым и техническим возможностям, мы сделали. Фильм появился, и это самое главное.

Я понимаю, что тему войны 2008-го года невозможно передать в полном масштабе, что кому-то не хватит атмосферы, кому-то масштабности, но тот, кто никогда не снимал кино и не участвовал хотя бы в процессе, вряд ли поймёт, как это сложно. Поэтому сразу скажу, прошу с пониманием отнестись к нашей работе, это моя самая главная просьба. Мы, правда, очень старались.

– Выход фильма чуть запоздал, с чем это было связано, с какими проблемами Вы сталкивались?

– Я не знаю, почему все говорят, что он запоздал, мы как примерно планировали, так он и вышел. Было сказано – фильм будет готов в 2020 году, и все почему-то ждали его сразу после Нового года (улыбается). Но кино так быстро не делается. Там много разных сложных этапов, тем более это полный метр. Всё вышло, как и планировалось.

– «Выжить нельзя погибнуть» Ваша первая большая работа в качестве режиссера, не пожалели, что сразу обратились к сложной теме войны в Южной Осетии?

– Это, действительно, было очень сложно: понять, разобраться, расписать, прорисовать, снять, собрать. Но я ни на секунду не пожалела и безумно благодарна, что мне доверили эту работу. Тема Южной Осетии мне не чужда, у меня дедушка родом оттуда. Да и я попросту очень люблю свой народ и землю, на которой родилась. Поэтому для меня большая честь быть режиссёром игрового фильма о событиях на юге Осетии 2008 года. Поэтому еще раз хочется выразить благодарность всей съёмочной группе – получилась сплоченная и эффективная команда. И скажу прямо, хотелось бы ещё поработать этим же составом! Особую благодарность хочу выразить Константину Битарову за доверие такого серьёзного и ответственного проекта. А также людям, которые поддерживали нас и помогали на протяжении всего времени съёмок.

– Как будет складываться дальнейшая судьба киноленты, есть в планах представить фильм на международных площадках – конкурсах и фестивалях?

– В ближайшее время планируем показать фильм на северо-осетинском телевидении. И, конечно, будем пробовать отправлять его на различные фестивали.

– В будущем Вы ещё планируете возвращаться в своих работах к теме Осетии и, в частности, ее южной части?

– У меня есть много сценариев, которые написаны на основе именно осетинского колорита. В частности, моя дипломная работа – сценарий игрового полнометражного фильма «Игреневая душа», посвящена джигитовке, это тоже об Осетии. Её можно прочитать в интернете... А вот вернусь ли когда-нибудь именно к теме Южной Осетии... Не знаю, время покажет...

– Перед выходом фильма его пока смотрит узкий круг специалистов. Какие у них были отзывы?

– Было много нареканий, пожеланий и положительных отзывов, это же кино, каждый видит по-своему, музыка, ракурс, сюжет, игра... Это дело тонкое. Даже самый большой фильм можно «по косточкам» разобрать. Поэтому не будем вдаваться в подробности (улыбается)…

– Вы, наверняка, смотрели киноленты, снятые ранее о войне 2008-го, что в тех картинах Вам понравилось и чего Вы бы точно не пустили на широкий экран, будь в них режиссером?

– Я не люблю критиковать чужую работу, зная изнутри, какой это труд. И всегда подчёркиваю только достоинства, даже в студенческих работах. Оттого надеюсь и в своих фильмах на поддержку и понимание. Кино – это невероятно сложная вещь, иногда ты в своей голове представляешь одну картинку, а воплотить это потом бывает невозможно по ряду разных причин. И их тысячи. Я считаю, что для критиков чужих работ есть отдельное место и, надеюсь, я к ним никогда не примкну. Другое дело, что каждая лента несет свою идеологию и тут, конечно, могут возникнуть вопросы.

– Вы выложили фильм на сайте кинокомпании в открытом доступе без премьерного показа. Почему?

– Мы планировали премьеру, но жизнь диктует свои правила и сложившаяся обстановка из-за всемирной беды с эпидемией не дала нам это сделать. Многие ждали фильм, мне писали ежедневно в соцсетях, спрашивали «Ну когда же?»… Сейчас неизвестно, когда закончится карантин и, поэтому, было принято решение показать фильм сначала в сети.

– Картина повествует о войне в Южной Осетии, значит, логически, следует ждать презентации картины и в Цхинвале?

– Конечно же, я очень хочу, чтобы премьера состоялась в столице Южной Осетии. Сравнивать живой показ в кинотеатре и премьеру онлайн невозможно. Оттого, признаться, осталось внутреннее чувство незавершенности... Поэтому с Божьей помощью, обязательно сделаем премьеру и в Цхинвале, и во Владикавказе, и, может быть, даже в Москве.

– На кого, в первую очередь, ориентирована Ваша картина?

– Думаю, ее необходимо, в первую очередь, посмотреть подросткам и юношам. Чтобы осетинская молодежь увидела, что происходило в кровавый август 2008-го, как мужчины защищали свои дома и как вообще должен выглядеть настоящий осетин… Для меня, к слову, все мужчины, которые снимались в нашем фильме – это олицетворение настоящих осетин. Александр Битаров, Блу Ариаг, Роберт Битаев, Давид Тогоев, Борис Кантемиров, Григорий Мамиев, Тамерлан Сабанов, Казбек Багаев, Алик Караев – это мои герои, которые защищали свои дома. Пусть они станут примером для подражания. И я прошу, пусть те, кто в реальности столкнулся с этой страшной войной, с пониманием отнесутся к нашему труду. Я даже не представляю, через что вы прошли, но мы сняли этот фильм, чтобы все помнили о ваших подвигах, чтобы все узнали об истории защитников Отечества, защитниках Цхинвала. О факте существования осетинских героев! Наша сила в единстве, и мы всегда этим отличались. Современная жизнь, к сожалению, серьезно подменивает ценности, но молодые люди не должны забывать о чувстве долга и чести.

Война августа 2008-го года глазами северо-осетинского режиссера Ангелины Битаровой

Война августа 2008-го года глазами северо-осетинского режиссера Ангелины Битаровой

Война августа 2008-го года глазами северо-осетинского режиссера Ангелины Битаровой

Война августа 2008-го года глазами северо-осетинского режиссера Ангелины Битаровой

Фатима Плион


Опубликованно: 06-04-2020, 16:04
Документ: Общество > https://respublikarso.org/elections/3033-voyna-avgusta-2008-go-goda-glazami-severo-osetinskogo-rezhissera-angeliny-bitarovoy.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад